Это замечательное повествование из книги Иова открывает нам одну из причин обращения к святым в молитве: Бог знает о наших нуждах прежде наших прошений, но Ему угодно, чтобы мы искали ходатайства Его возлюбленных учеников. Этот педагогический подход нужен нам для нашей же пользы. Обращаясь к святым, мы смиряемся, мы можем открыться более искренне, так как зачастую видим какое-то сходство со святым, чувствуем психологическую близость. То есть молитва святым не мешает нам молиться Богу, но расширяет горизонт нашей духовной жизни.
-------Уяснить смысл и богоугодность молитв святым можно из Священного Писания. В псалме 111, хотя ещё не так ясно, как в Евангелии, говорится о вечной славе и памяти праведников:
«Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. ... правда его пребывает вовек... вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник» (Пс.111:1-10).
-------В Евангелии, в беседе с книжниками, Господь раскрывает учение о том, что «праведники живут во веки» (Прем.5:15). Он показывает нашу связь с прежде усопшими праведниками, которых принято также называть святыми:
«Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых,ибо у Него все живы. На это сказали: Учитель! Ты хорошо сказал» (Лк.20:28-39).
-------Итак, Господь говорит, что наше привычное восприятие умерших людей как бы несущестующими – ошибочно. Ведь, формально, ветхозаветные иудеи не молились Аврааму, Исааку и Иакову, однако, молитвенно обращаясь к Богу Авраама, Исаака и Иакова, называя себя детьми Авраама, они тем самым выражали свою уверенность в духовной связи с этими праведниками, духовное взаимодействие с ними. Поэтому и понравились слова Господа «некоторым из книжников».
-------Иначе как бы явились Господу и апостолам пророки Моисей и Илия, и беседовали с Ним?: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:1-5).
-------Усопшие праведники общаются с Богом, продолжают делать то, что они делали здесь, во время своей земной жизни – помогать людям в напастях и трудностях, молиться о них, исцелять больных, вразумлять грешников. Как это было во дни апостолов, так и до сих пор: «Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним. И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов» (Деян.3:4-11).
-------Не только лицом к лицу просили люди помощи у апостолов, но даже одежда их исцеляла больных: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян.19:11-16).
-------Итак, православная традиция обращаться к праведникам, святым, или угодникам Божиим (это разные названия одних и тех же людей) имеет библейское древнейшее происхождение и утверждена Самим Господом Иисусом Христом. Не только обращение к ним в молитвах помогает нам, но и их святые мощи, и даже одежда святых и их вещи, освящённые благодатью Святого Духа, благодаря их молитвенной праведной жизни.
-------Поэтому неудивительно, что многие люди во все времена, даже не зная Писаний, просто из опыта жизни приходили к почитанию святых и обращению к ним за помощью. Хороший пример такого обращения читайте здесь: https://blog.predanie.ru/article/zachem-molitsya-svyatym/