Духовники обители

Во Имя Святой Единосущной и Нераздельной Троицы
"Как привязанный последуй знающему путь Божий".

Свт. Василий Великий
По слову нашего духовного отца протоиерея Иоанна Миронова, духовника христианину дает Сам Господь. У насельниц нашей святой обители их три: батюшка Иоанн и его духовные сыновья, иеромонах Мефодий и епископ Кирилл (Зинковские).
Особенно ценно в нашем случае преемство, ведь через наших отцов мы приобщаемся к бесценному христианскому опыту, полученному от подвижников благочестия, которых послал Господь на их жизненном пути Своею щедрою рукой. Некоторые из этих подвижников прославлены ныне в лике святых.

Важно в жизни увидеть святого человека. Священномученик Ириней Лионский писал, что, слушая своего учителя святителя Поликарпа Смирнского, он «записывал слова его не на бумаге, но в своем сердце». Он помнил его внешний облик, походку, образ жизни и беседы с народом, в которых наставник рассказывал об Иоанне Богослове и других самовидцах Господа.

Всю глубину пастырского служения дорогих отцов раскрывают нам слова святителя Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского: «Как обыкновенный сын отцу обязан рождением по плоти, так ученик бывает обязан своему духовному учителю образованием высших сил души, рождением для жизни, достойной человека».
Иоанн – благодать Божия

Ваня Миронов появился на свет 25 ноября 1926 года в благочестивой крестьянской семье. Его родители Георгий и Ольга жили в деревне Шабаны Островского уезда Псковской губернии. Младенец родился настолько слабеньким, что в тот же день родители окрестили новорожденного в честь святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского.

Счастливое детство Ванюши было коротким, с малолетства его ждали суровые испытания. Несмотря на это дорогой батюшка всегда говорит: «Я никогда не встречал плохих людей».
Ссыльные

Уже в 1932 г. за отказ вступить в колхоз семья была сослана на Синявинские болота, а дядя Василий расстрелян за то, что ранее служил в Белой армии. Жили в ссылке в голоде и холоде. Порой маме приходилось отогревать во рту замерзшие кусочки хлеба, чтобы накормить детей. Огромным подспорьем были дикие ягоды и грибы.

В семье Мироновых было шестеро детей, но выжили только двое младших: отец Иоанн и сестричка Анастасия. Старшие братья батюшки Вася, Петя, Коля и маленькая сестренка Шурочка погибли от голода и болезней, а мама заболела туберкулезом.

Со временем ссыльным дали огород в 6 соток. Стали сажать капусту, картошку, огурцы, завели курочек, но только перед войной смогли купить козу. Так и питались от трудов рук своих. Родители приучали ребят все делать с любовью, как для Самого Господа, и жить в послушании. За непослушание папа иногда и ремешком «лечил».
Воспитаны в вере

Семейство Мироновых было верующее, благочестивое, в доме были иконы, молитвослов. Ребят учили основным молитвам: «Отче наш» знали, «Богородице, Дево, радуйся». Молитва детская была живая, особенно горячо стали молиться, когда заболела мама. Первыми учителями благочестия и молитвы для Вани были богомольные старушки, прихожанки храма, куда ходила молиться семья. А церковный староста подарил Ванечке Закон Божий, по которому он учился основам веры.

За святой водой и на исповедь мальчик ходил в храм Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Мойка, что рядом с Невским пятачком. В 1937-м храм закрыли, сделали в нем клуб, а настоятеля арестовали и увезли в неизвестном направлении. Тогда семейство Мироновых стало ездить к Причастию в Ижору в храм святого благоверного князя Александра Невского.

Учиться Иван начал только в девять лет, раньше не было возможности. Начальную школу закончил в поселке Меднόе, куда семью перевели в 1936 году, а потом учился в Ново-Павловской средней школе. Ребята с детства дразнили Ванюшу «попом», невольно предсказывая его будущее священническое призвание.
Война

С началом Великой Отечественной войны, в первых числах сентября 1941 года поселок захватили немцы. Стало особенно голодно. Мироновы решили возвращаться на Псковщину, в родные края. В дорогу они взяли только иконочки Спасителя, Божией Матери, Закон Божий, самые необходимые вещи и немного хлебца с отрубями.

Больше месяца пешком они пробирались по оккупированной территории. Такие скорби терпели, что не чаяли и живыми дойти. Никто не хотел дать приюта больным, оборванным, голодным, завшивленным странникам. Лишь иногда удавалось переночевать где-нибудь в сарае или в бане.

В эти дни проявилось трепетное и любовное отношение мальчика Вани ко всему живому. Стряхивая в снег вшей, которые грызли его, он спрашивал у мамы, а не холодно ли им, таким маленьким, в снегу.

Зато на родине тетушка Мария и дядя Михаил встретили скитальцев радушно. Несмотря на тесноту и бедность, дали им приют. Две семьи ютились в одной комнатке ввосьмером, вповалку спали на полу, но никогда не роптали, а жили радостно и дружно.

Отступая, фашисты угнали молодых парней этого села в концлагерь. Но Ивану чудом удалось бежать, перейти линию фронта и добраться до действующей армии. Юноше было уже 17 лет, поэтому он влился в ряды защитников Родины. Воевал в Прибалтике, в артиллерии, окончил войну под Кенигсбергом (ныне Калининград).

Вернулся Иван с войны с орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией». В 1946 году он был демобилизован из армии из-за слабого зрения, и вернулся домой. В 1947 году, всего лишь через полгода после возвращения к родным, схоронил маму. Отец в то время был еще в лагере, ведь осудили его на 10 лет.
Духовный путь. Начало

После кончины матери по предсказанию и благословению старца Серафима Вырицкого Иван Миронов поступает в Ленинградскую Духовную семинарию, а после ее окончания – в Ленинградскую Духовную академию. Соучеником батюшки по семинарии был учившийся курсом старше будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а по Духовной академии – будущий митрополит Иоанн (Снычёв). Иеромонаха Иоанна (Снычёва) и семинариста Ивана Миронова митрополит Григорий (Чуков) часто посылал служить в поселок Суйда Гатчинского района.

С преподобным Серафимом Вырицким у будущего отца Иоанна была особая связь. И это особенно важно для нас, приехавших «от конец земли» в благословенную Вырицу. Ваня часто бывал у старца, а в последний раз старец благословил его приехать 3 апреля 1949 года, в день своей праведной кончины. Господь удостоил молодого человека переносить святое тело почившего, служить с отцом Алексеем Кибардиным и с будущим Патриархом Алексием II первую панихиду. После панихиды ему же было поручено ехать к митрополиту Григорию с извещением о преставлении батюшки Серафима.

В годы учебы в семинарии Иоанн Миронов ездил в Почаевскую Лавру, где побывал у прославленного в лике святых Кукши Одесского. Старец предложил юноше выбор между монашеской стезей (в этом случае предрекал архиерейство) и женитьбой (при таком выборе преп. Кукша предсказал: «будут гонять по приходам»). Впоследствии это исполнилось с точностью – иерей Иоанн Миронов сменил 15 приходов: служил и в Петрозаводске, и в Тихвине, и в Гатчине, и в Сомино, и в Рождествено, и в Сиверской, и в Тосно… Порой за живое слово о Боге выезжать с места служения приходилось в 24 часа. За почти 70 лет своего пастырского служения отец Иоанн помог на пути к Богу многим тысячам людей разного возраста и национальности. Являясь примером понимания, внимания, доверия, добрых слов, бесценного опыта молитвы, образца совершения богослужения, внимательного и участливого отношения к людям и благодарного отношения к их труду о. Иоанн до сих пор духовно наставляет и вдохновляет множество мирян, монашествующих, священников и даже архиереев.
Духовные наставники

Кроме преподобных Кукши Одесского и Серафима Вырицкого своими духовными отцами батюшка Иоанн считает святого Симеона Псково-Печерского, митрополита Вениамина (Федченкова), старца Николая (Гурьянова). Монахи и монахини из закрытых в годы безбожного лихолетья монастырей, пастыри, блаженные во Христе и простые миряне, среди которых было немало истинных подвижников, питали будущего старца духовным медом. На их примере и благодатию Духа Святаго батюшка стяжал любовь ко Господу и к людям.
Пастырь добрый

Свою жизнь Иоанн Миронов связал с Ниной Соловьевой, обвенчавшись с нею 19 февраля 1956 года. На Благовещение, 7 апреля 1956 года, епископ Лужский Роман (Танг) рукоположил его во диакона, а 1 июля того же года епископ Сергий (Голубцов) – во иереи. У батюшки с матушкой родилось трое детей – дочери Ольга и Серафима, а также сын Александр. В 1964 году отец Иоанн Миронов был удостоен звания протоиерея.

В 90-е годы ХХ века отец Иоанн служил в храме Великомученицы Екатерины в посёлке Мурино. А с 1 февраля 1998 года он стал настоятелем храма во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» на Цветочной улице при заводе АТИ. Под его духовным окормлением работает «Православное радио Санкт-Петербурга», клуб «Бодрствование» во имя мученика Вонифатия, Всероссийское общество «Трезвение», приходская газета «Листок трезвения», общество «Сретение», противосектантский центр, воскресная школа.

В 2005 году за весомый вклад в жизнь города в «Золотую книгу Санкт-Петербурга» было впервые внесено имя православного священника, протоиерея Иоанна Миронова. А в 2021 году в связи с 65-летием священнического служения батюшка награжден Святейшим Патриархом Кириллом правом ношения второго наперстного креста и орденом Преподобного Сергия Радонежского I степени.
Самая важная встреча в жизни

Судьбоносная встреча наших будущих духовников с отцом Иоанном произошла в храме Великомученицы Екатерины в п. Мурино. Перед поездкой в бойскаутский лагерь за океан, мама задумала окрестить своих сыновей-близнецов Станислава и Евгения. Юноши согласились, ведь они уже тогда искали Бога. На их глазах разрушались казавшиеся незыблемыми нравственные ценности советского общества, что заставило подростков серьезно задуматься о высшем смысле человеческой жизни. Сначала их интересовали разные религии, восточная мистика. Они много читали на религиозные темы, пробовали молиться. Однако больше всего братьев привлек евангельский образ Господа Иисуса Христа, а также примеры святых отцов Православной Церкви (преп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Оптинских старцев, Серафима Вырицкого и множества других). Большую роль в осознанном принятии Православия оказало также чтение сочинений Ф.М. Достоевского.

Когда отец Иоанн крестил будущих отцов (19 июня 1991г.) и благословил им причаститься. Но в Америке молодые люди до православного храма так и не дошли. Возвратившись на родину, они вспомнили о благословении Батюшки и снова появились на пороге церкви Святой Екатерины. Оказалось, что отец Иоанн горячо молился о молодых людях и очень ждал их. С тех пор братья «прилепились» духом к своему духовному отцу и наставнику, согласовывая с ним большие и малые жизненные ориентиры и решения, учась от Батюшки молитвенной и практической христианской жизни.
Стас и Женя

29 июля 1969 года в семье Анатолия Викторовича и Людмилы Ивановны Зинковских родились два мальчика. О том, что на свет появятся близнецы, от врачей было сокрыто. Тогда не было узи-аппаратов, и о рождении двойни можно было узнать только на слух. В положенное время, осматривая будущую мамочку, врач услышал только одно сердечко. Слушала ее и практикантка, и ей показалось, что она слышит двоих, но спорить с опытным специалистом не решилась.

После рождения будущего отца Мефодия медперсонал уже собирался оставить роженицу отдыхать в родзале, но она настойчиво просила акушерок не уходить, и не зря – через 20 минут родился еще один мальчик. Символично, что заведующая отделением успокоила молодую маму пророческими словами: «Не переживайте, мамочка, всё в порядке с вашими Кириллом и Мефодием!».

А пока Стас и Женя учились в школе, были единомысленными друзьями, увлекались книгами о военных подвигах. Учёба давалась им легко, а ещё ребята усиленно занимались английским языком. Как же хотелось мальчишкам погонять во дворе мяч вместе со сверстниками, но походы к репетиторам никогда не отменялись.

Спорт с самого детства вошёл в жизнь молодых людей. Это не удивительно, ведь они выросли в спортивной семье. Анатолий Викторович, их отец, был доктором биологических наук, профессором Санкт-Петербургского Политехнического университета, основателем лаборатории биомеханики при нём. Он был воспитан в Суворовском училище, а после закончил Краснознаменный военный институт физической культуры (КВИФК). Мама занималась художественной гимнастикой и впоследствии преподавала физическую культуру в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете. Папа передал сыновьям суворовский дух: нормой в этой семье были почти ежедневные пробежки в любую погоду. Все это стало площадкой для воспитания волевых качеств и трудолюбия, столь необходимых для христианина, а тем более монаха.

После окончания Политехнического института, Станислав и Евгений были оставлены на кафедре «Механика и процессы управления» для дальнейшей научной работы и защиты диссертаций. Но к тому времени их влекло совсем другое – молодые люди почувствовали призыв к монашеству. Вместе с тем, они оказали послушание духовному отцу и родителям, защитили кандидатские диссертации и стали кандидатами технических наук.
Кирилл и Мефодий

После этого братья поступили в Санкт-Петербургскую духовную семинарию и закончили ее в ускоренном режиме. Дальше учиться у них желания не было, им хотелось предаться монашеским подвигам где-нибудь в святой обители. Но пришлось смириться и, за послушание духовному отцу и старцу Николаю Гурьянову поступить в Санкт-Петербурскую Духовную академию.

Уже на первом курсе обучения в Духовной Академии исполнилось давнее желание Стахия и Евгения – они принесли монашеские обеты. В один день, 26 марта 1999 года, в академической церкви Апостола и евангелиста Иоанна Богослова братья были пострижены в мантию, и получили имена Мефодия и Кирилла.

19 августа 1999 года в праздник Преображения Господнего отец Мефодий был рукоположен в сан иеродиакона, а 28 августа 1999 года на Успение Пресвятой Богородицы иеродиаконом стал и отец Кирилл. Иерейская хиротония братьев состоялась в 2002 году: 24 марта у отца Мефодия и 3 июня у отца Кирилла.

В 2001 г., чтобы более основательно подготовиться к написанию диссертаций на степень кандидатов богословия, отцы отправились в Великобританию и работали в библиотеках Оксфордского Университета. По окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии отец Мефодий защитил кандидатскую диссертацию на тему «Значение добродетели смирения в христианской жизни». По этой теме он консультировался с митрополитами Каллистом (Уэром) и Антонием (Блюмом). Отец Кирилл также успешно защитил кандидатскую диссертацию «Старческое служение в учении и жизни Церкви».

После окончания Духовной Академии, братья Зинковские были оставлены там преподавателями: отец Мефодий преподавал догматическое богословие, а отец Кирилл патрологию. Под их руководством было успешно написано и защищено немало диссертаций на степень кандидатов богословия.

В стенах Академии наши батюшки выполняли разные послушания: отец Кирилл был деканом по работе с иностранными студентами, а отец Мефодий благочинным академического храма. Они стали духовными отцами для многих воспитанников и воспитанниц СПбДАиС, а также прихожан академического храма.

Среди студентов Духовной Академии зародилось и активно развивается волонтерское движение помощи детям-сиротам. Организационно оно оформилось в Благотворительный Фонд «Детская миссия», отцы его духовно окормляют. Под их духовным попечением находится и возникший в Вырице Центр приемных семей «Умиление».

Труды по созданию Центра приёмных семей требовали всё больше внимания, и к осени 2011 года отцы Кирилл и Мефодий полностью перебрались в Вырицу. Они уволились из СПбДАиС, и были назначены клириками церкви Казанской иконы Божией Матери. Кроме трудов по созданию детской деревни, они сосредоточились на богослужебной жизни прихода, пастырском окормлении своих духовных чад и написании докторских диссертаций в Общецерковной аспирантуре РПЦ (ОЦАД).

В 2014 году отцы стали докторами богословия. Тема докторской диссертация отца Мефодия – «Православное богословие личности: истоки, современность, перспективы развития», а отца Кирилла – «Учение о материи в сакраментально-антропологическом аспекте в трудах богословов Александрийской школы, Великих Каппадокийцев и преподобного Максима Исповедника». Докторские кресты им вручил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 12 июля 2015 г. в день памяти апостолов Петра и Павла.

Отцы преподавали в Российской христианской гуманитарной академии (РХГА) в г. Санкт-Петербурге, подготовили многочисленных специалистов в области теологии.

С 2018 года по благословению митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Варсонофия под духовным руководством батюшек создаётся Свято-Успенский Серафимо-Вырицкий женский монастырь, были пострижены первые его насельницы, духовные дочери отцов. Мама наших батюшек тоже приняла монашеский постриг в зарождающейся обители с именем Серафима.

В 2018 году по благословению отца Иоанна в селе Вехно Псковской области был создан Дом трудолюбия для детей «Детской миссии». Это не случайно, ведь неподалеку находится родное село батюшки Иоанна, а в приходской церкви села Вехно был крещен будущий преподобный Симеон Псково-Печерский. Там тоже зарождается монашеская обитель в честь иконы Божией Матери «Милующая».

В 2019 году за усердные труды на благо Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл наградил отцов Кирилла и Мефодия орденами святителя Иннокентия Московского и Коломенского III степени.

В 2020 году отец Кирилл был назначен ректором Николо-Угрешской духовной семинарии и несет послушание по воспитанию будущих пастырей для Русской Православной Церкви. С сентября 2021 года он также наместник Николо-Угрешского мужского монастыря. Решением Священного Синода от 25 августа 2022 г. игумен Кирилл выбран во епископа Звенигородского, с назначением на должность ректора Московской Духовной Академии. На этом же заседании ректором Николо-Угрешской духовной семинарии и наместником Николо-Угрешского мужского монастыря поставлен о. Мефодий. Но для духовной связи расстояние не помеха. Наши духовные наставники продолжают свое служение по окормлению сестер строящейся Вырицкой обители. Они регулярно посещают и поддерживают сестер как духовно, так и материально. Нам также известен опыт письменного духовного окормления по опыту старцев Оптиной пустыни и многих других.

Заканчивая рассказ о наших духовных отцах, хотелось бы вспомнить слова преподобного аввы Исаии о том, что «…связь послушника и старца является образом связи с невидимым и неосязаемым Богом». Чего дай нам, Всемилостивый Боже, достичь, взаимно поддерживая наставников наших молитвой, послушанием, подражая их вере и трудам.

1. Станислав получил в святом Крещении имя в честь апостола от 70-ти Стахия.