История Вырицы

Вырицкая земля издревле была освящена иноческими молитвами. С конца XV до начала XVII столетия, когда эти земли относились к Новгородской Водской пятине, в ближайшей от нее округе находилось два монастыря – Чащинский Спасский мужской монастырь и Суйдовский Никольский женский монастырь. Если понимать «округу» несколько шире, то можно упомянуть здесь также некоторых подвижников, живших в ближайших окрестностях в XV-XVI веках и освятивших нашу землю своими трудами и молитвами. Это преподобные Трифон Городецкий, Феофил и Иаков Омучские, а также Макарий Оредежский и Макарий Римлянин.
Первые поселения вдоль реки Оредеж – о чем свидетельствует средневековый могильник, раскопанный здесь в 1907 году, – появились здесь в Х-XII столетиях. История Вырицы неразрывно связана с историей всего северо-западного края русской земли, много веков граничившего с враждебно настроенными по отношению к нашей православной Отчизне католическими и протестантскими странами.
По итогам долгой Ливонской войны (1558-1583), которую вел царь Иоанн IV, прозванный Грозным, Вырица (так поселение впервые называется на шведских картах) становится пограничным пунктом, отторгнутым от русской земли. Более столетия Шведское Королевство было хозяином этих древних русских земель и заселяло их финнами и шведами, потомки которых до сих живут в Вырице и ее округе.
После победы Петра Великого в Северной войне, Ингерманладия – так стали называть наши земли при шведах – была возвращена России. Деревня Вырица к этому времени после «великого голода» конца XVII века была безлюдной. Возрождать ее в 1717 году начали четыре семьи саратовских переселенцев, бежавших в заброшенную деревню от непосильной работы по строительству новой северной столицы на берегах Невы.

На протяжении XVIII и XIX веков Вырица была помещичьим владением. Хозяева ее менялись, но одно оставалось неизменным – деревенька была маленькой и никому кроме ее жителей и владельцев не известной. Все изменилось в начале XX века, когда через Вырицу прошла железная дорога «дальнего следования». Первую железнодорожную ветку в России, построенную в 1837 году и соединившую Санкт-Петербург и Царское Село, продлили в сторону Вырицы.

С 1903 года в Вырице началось дачное строительство, особенно интенсивным оно стало в 1910-е годы. Больше всего дач строили на земле майората князей Витгенштейнов под названием «Красная долина», сейчас известной как «Княжеская долина».
Старец Серафим (Муравьев)
В Вырице были построены и освящены две церкви: в 1908 году была освящена церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, а в 1914 году – храм в честь Казанской иконы Божией Матери, прихожанином которого впоследствии называл себя преподобный старец Серафим.

В это же время в Вырице возник Свято-Успенский женский монастырь, который был подворьем древнего Казанского Моквинского монастыря близ Сухуми. До революционной катастрофы в России обитель была действующей, какое-то время существовала как «артель» в годы НЭПа, но и после официального закрытия иночествующие не покинули Вырицу, а продолжали внешне, на различных работах, но в первую очередь – внутренне, молитвенно трудиться на любимой древней земле. После того, как в Петербурге и по всей стране были закрыты многие обители иночествующих, некоторые их насельники и насельницы стали переселяться в Вырицу. До войны здесь существовали тайные монашеские общины.

Во время Великой Отечественной войны, благодаря Псковской Духовной Миссии, женский монастырь в Вырице был вновь открыт, а также был учрежден Богоявленский мужской монастырь. Таким образом, преподобному Серафиму молиться о победе русского оружия помогали братья и сестры этих обителей.
Сохранились имена некоторых монахинь, которые подвизались в Свято-Успенской обители в советские годы: схиигумения Хрисиана, схимонахиня Таисия, монахини Иоанна, Серафима, Екатерина, Вероника, Евфимия, Феодора и Анастасия. Духовными наставниками ряда этих сестер были иеромонах Антоний (в схиме Арсений, Стальмаков) и архимандрит Серафим (Проценко), возглавлявший Богоявленский мужской монастырь.

Богоявленский мужской монастырь был закрыт в 1944 году, некоторые монахи подверглись аресту, а вскоре после войны была также упразднена Свято-Успенская женская обитель. Монашеская жизнь в Вырице на время угасла, но преподобный Серафим предрекал, что в будущем на этой земле снова откроются две обители, мужская и женская.

Милостью Божией в приходских храмах Вырицы богослужения во время войны не прерывались, но вскоре после победы началась новая волна гонений на Церковь. В числе прочих пострадавших за веру священнослужителей был арестован и в третий раз за свою жизнь отправился в лагерные скитания протоиерей Алексий Кибардин, который с 1945 года являлся настоятелем Казанского храма, исповедовал и причащал преподобного Серафима. В 1955 году после освобождения отец Алексий вернулся в Вырицу и жил здесь до своей кончины в середине шестидесятых годов.

Также во второй половине ХХ века на Вырицкой земле жили и несли подвиг юродства Христа ради две блаженные: Наталья Вырицкая и Любушка Сусанинская. Эти подвижницы, избравшие столь непростой крест своей жизни, не искавшие мирской славы, тоже являются примером жизни по подобию «птиц небесных» (ср.: Мф. 6:26) для монахов.

Почти 40 лет, начиная с 1967 года, настоятелем Вырицкого храма в честь Казанской иконы Божией Матери был протоиерей Алексий Коровин. По его благословению приснопоминаемый Валерий Павлович Филимонов начал собирать материалы к прославлению старца Серафима, которое состоялось в 2000 году.

После кончины отца Алексия в 2005 году и по сей день настоятелем Казанского храма является потомственный священник протоиерей Георгий Преображенский. Его стараниями отреставрированы храм и часовня над мощами преподобного Серафима, приведен в порядок церковный погост, построена воскресная школа при храме.

С 2011 года в Казанском храме начали исполнять послушание служащих священников и духовников иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские). Постепенно вокруг них стала складываться община из монашествующих, а также братий и сестер, решивших избрать монашеский путь. Так постепенно начало сбываться пророчество прп. Серафима о том, что в Вырице будет открыто два монастыря.