+
"Подвиг послушания в современном монастыре"
Из доклада Старшей сестры нашей обители мон. Елисеи (Саморуковой), сделанного на "Круглом столе" для монашествующих из епархий СЗФО "Суть монашеского подвига в современном мире "
(https://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit/?id=269675#ad-image-9)
Ваши Высокопреосвященства, ваши Преосвященства, досточтимые отцы и братия, матушки игумении, матери и сестры!
-------Размышляя о добродетели послушания, которая привлекает внимание всех христиан, но особенно монашествующих, вспоминаются прежде всего слова самого Христа Спасителя: «кто любит Меня, слово Мое соблюдет» (Ин 14:23). Позвольте, обращаясь с святоотеческому наследию, напомнить нам общеизвестные мысли на эту тему великих святых, и постараться провести параллели с реалиями монастырской жизни нашего времени.
Как мы видим, отец Софроний указывает, что монашество — это не цель, а средство, путь к одной цели, общей для всех верующих. А цель эта — стяжание внутреннего мира и чистоты сердца, о чём писал ещё апостол Павел: «...чтобы мы проводили жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим.2:2).
Эту же мысль продолжает близкий к нам по времени учитель монашества — святитель Игнатий (Брянчанинов). Он называет монашество обетом с точностью исполнять Евангельские заповеди. Для этого используются особые средства: трезвенное пребывание в келии, добровольная нестяжательность, отсечение своеволия через послушание, а также телесные труды и воздержание для обуздания страстей. Святитель Игнатий видел в келии духовную мастерскую инока, где ум собирается из рассеяния, а сердце согревается молитвой.
Таким образом, смысл монашества состоит в максимальном сосредоточении на главном — следовании воле Божией. Это достигается через осознанную минимизацию всего, что может отвлечь: суеты внешнего мира, избыточных связей, питающих страсти, амбиций и плена собственной воли.
В наше суетное время, когда поток информации и искушений постоянно рассеивает внимание человека, особенно важно найти образ жизни, позволяющий питать душу словом Божиим и молитвой. Один из таких путей — пребывание в святой обители, устроенной по правилам святых отцов, где повседневный труд может быть неразрывно соединён с чистотой помыслов, послушанием и молитвой.