Митрофан, епископ Гатчинский и Лужский
Официальный сайт Гатчинской епархии:
http://gatchina-eparhia.ru/bishop/

Профиль владыки на Глобусе Митрополии:
http://globus.aquaviva.ru/people/mitrofan-osyak
16.11.2019 | Иеромонах Мефодий (Зинковский)
Господь любит человека в любом состоянии
Целый легион демонов вместил в себя человек. Значит человек может вместить в себя столько же ангелов. А в конце концов вместить в себя Самого Бога.

Иеромонах Мефодий (Зинковский)
Доктор богословия, кандидат технических наук, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в пос. Вырица Ленинградской области, духовник благотворительного фонда «Православная Детская миссия имени преподобного Серафима Вырицкого»
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, поздравляю вас с воскресным днем и с памятью святой великомученицы Параскевы Пятницы, которая была весьма почитаема на Руси, хотя была родом не из наших земель.

А так же сегодня празднуется память преподобного Арсения Каппадокийского - духовного отца очень почитаемого и хорошо известного старца, преподобного Паисия Святогорца. Он его крестил, а в крещении нарек своим именем Арсений. Вместе с ним он уходил из Малой Азии во время так называемой малоазийской катастрофы, когда все греки были изгнаны из Турции. Этот святой известен еще тем, что он составил для пользования Псалтирь наподобие церковного требника. И сегодня доступна информация о том, какой псалом он читал в том или ином случае жизни. Мощи преподобного Арсения старец Паисий обрел на Корфу, и сейчас частицы его мощей находятся в разных частях православного мира: в монастырях, основанных преподобным Паисием, в частности, в Суроти в монастыре Иоанна Богослова недалеко от Салоник, на Афоне и в других местах.
Сегодня также память преподобного Феофила, блаженного Киевского, Христа ради юродивого, святого ХIХ века. Очень интересное у него житие, кто найдет время сегодняшний воскресный день посвятить боголюбезному назидательному для себя чтению, может найти его житие, например, на сайте - Православие.ру

Блаженные − это особый вид святости. Чин блаженных, Христа ради юродивых, на Руси особенно наполнился святыми в разные века: у нас в Петербурге прославилась Ксения блаженная, были московские блаженные, устюжские, новгородские и многие другие. Одним из этих удивительных подвижников был и киевский блаженный Феофил.

Сегодняшнее Евангелие кажется известным на первый взгляд. Привычно ум скользит по поверхности: Господь исцеляет гадаринского бесноватого, изгоняет из него легион демонов, те просят Христа, чтоб не просто идти в бездну, но войти в свиней, эти свиньи бегут по склону холма и тонут в Генисаретском озере. Тем не менее, это известное повествование, если мы задумаемся и помолимся, имеет в себе много содержательного и полезного для нас.
Человек предназначен в конце концов вместить в себя Самого Бога.
Первое - это любовь Божия. Посмотрите, сколько демонов было в этом человеке. Целое стадо свиней утонуло, погибло враз, а этот человек, который, как сказано в Евангелии, бегал по пустыням, разрывал цепи, которыми люди пытались его связать, чтобы он не бился о камни и чтобы как-то его успокоить, за все это время не утонул и не разбился. О чем это говорит? О том, что любовь Божия хранит человека, даже если он бесноватый, даже если он очень грешный. Бог сохраняет жизнь человека, чтобы он еще успел покаяться.

Во-вторых, какая вместимость души человека! Сколько вмещал в себя демонов этот человек? Целый легион. Казалось бы, человек не такой уж большой, чтобы вместить столько демонов. Напротив, человек может вместить в себя столько же ангелов. Значит, человек предназначен в конце концов вместить в себя Самого Бога. Его душа в каком-то смысле бездонна, потенциально бездонна.

Само событие вроде бы отрицательное, потому что гибнут животные. Грустная часть истории в том, что расстроены их хозяева. Вместо того, чтобы порадоваться исцелению этого долго мучимого бесами человека, они обращаются ко Христу со словами: "Выйди из нашей страны. Посмотри, сколько мы потеряли − целое стадо. Как-нибудь по-другому исцеляй. Причем здесь мы? Почему мы должны страдать? Почему наши свиньи умерли?"
Такая грубость и черствость человеческих сердец! Они даже не поблагодарили Христа за исцеление своего собрата, пусть даже не собрата, а просто человека. И мы ни в коем случае не должны уподобиться этим гадаринским жителям, которые в гневе попросили уйти Христа, которым было абсолютно все равно, что с человеком, который страдал, их волновали свиньи, домашние животные, которые погибли в результате этого события.
Почему Господь попустил, что бесы вошли в животных? Чтобы было понятно, что произошло.Ведь люди могут спросить, насколько это серьезно? А когда бесы вышли из него и вошли в свиней, и когда это огромное свиное стадо утонуло в озере, вот это наглядно. Смотрите-ка, сколько их там было! Смотрите-ка, какое разрушение, какая деструкция, какое безобразие! И это все было в нем?! Этим Господь говорит людям, что они жестокие сердцами, что им жалко своих животных, и, чтобы они увидели, как человек страдал, Он им показал сколько животных сразу уничтожили бесы.

С точки зрения вместимости души человека, мы начинаем задумываться о том, что вместо такого объема зла, которое было в его сердце, человек должен вместить гораздо больший объем добра, святых ангелов, святых мыслей, святых настроений и в конце концов благодати Божией, которая нетварна, и к которой приготовлена его душа от создания. Ведь когда Бог созидал Адама, сказано в Библии, Он «вдунул в лице его дыхание жизни» Книга Бытия2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
(Быт. 2:7)
. Это свидетельствует о том, что Бог создал Адама для прямого личного общения. Лицом к лицу разговаривал с Богом Моисей и другие святые.
"Гадаринский бесноватый", Елена Черкасова
Современному человеку пытаются внедрить в сознание, что он просто высокоорганизованный робот, и что скоро искусственный интеллект обгонит его. Ему внушают, что ничего особенного в человеке не найдешь, все незамысловато, потребности минимальны: поесть, поспать, удовлетворить примитивные страсти. А потому человек должен уметь вести себя социально адекватно, быть терпимым и довольным тем, что ему дают. Но мы с вами веруем и знаем, что это не так, что это современный блеф. Людей пытаются уверить в том, что они высокоорганизованные животные, что им не нужно благодати Божией, что их душа не может вмещать что-то большее, чем физиологические процессы.

Кроме того, сегодняшнее Евангелие приводит нас к мысли о том, что человек в течение жизни может исправиться, благодатью Божией может стать другим. Как легко мы осуждаем людей. Вот бегал бы сейчас этот бесноватый среди нас, опрокидывал бы здесь подсвечники, бил бы прихожан, кричал, мычал. В лучшем случае вы бы сказали, что, наверное, этот бедный человек много нагрешил. А ведь Господь исцеляет его, и исцеленный благовествует о том, что Христос исцелил его и даже хочет идти за Ним.

Как легко наш ум впадает в то, чтоб осудить человека. Мы любим тех, кто ведет себя благопристойно, кто нам улыбается, кто нас поздравляет с праздниками, кто дарит нам что-то хорошее. Но даже если человек действительно одержим злом, говорит что-то плохое, осуждает, обижает нас, мы должны помнить, что любовь Божия во многом превосходит наши человеческие мерки. Такого человека любить очень сложно, потому что он во всех смыслах "неудобен".
Будем ли мы молиться за человека, лицо которого искажено злом и который делает что-то неприятное и неприглядное?
Как легко мы спишем такого человека со счетов. Будем ли мы молиться за человека, лицо которого искажено злом и который делает что-то неприятное и неприглядное? Думаю, что большая часть из нас молиться за такого человека не будет. Да еще ходят "православные" байки, что молиться за таких нельзя, потому что сам бесноватым станешь. Поэтому люди не просто не хотят молиться, но даже боятся.

Божья любовь превосходит все это. Сегодня мы, как за всякой Литургией, после Причастия погружали вынутые за Проскомидией из просфор частички в Чашу с молитвой: "Омый, Господи, грехи помянутых здесь Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих".

Если придерживаться протестантского подхода, то достаточно силы Христовой. Кровь Христа, что может быть сильнее? Частички о помянутых людях погружаются в Чашу, с молитвой: "Омый, Господи...". По-русски это значит: "Омой, Господи, грехи помянутых здесь Твоей Честной Кровью". "Надо ли здесь что-то добавлять?" - скажет протестант. Они вообще не признают Литургии и молитв святых. Причем здесь святые, если Господь Своею Кровью омывает человеческие грехи? Зачем в молитве призывать святых? А вот Церковь делает это на каждой Литургии и поучает нас, что мы должны соучаствовать в спасении наших ближних, а не только в своем собственном, индивидуальном, эгоистическом спасении, которое вряд ли состоится, если мы будем эгоистами.

Мы должны помогать другому спастись, и святые соучаствуют в деле Христа. Таинственным образом Христос говорит, что Кровь Его всесильна, но Он хочет, чтобы и угодники Божии, и праведники, от века угодившие Ему, участвовали в спасении человечества, в омывании людских грехов. Видите, какова любовь Божия? А мы с вами предпочитаем "сидеть где-то в углу", говоря, что мы грешные. Мы призваны к святости, и последний возглас на Литургии перед Таинством Причастия − "Святая святым". Это двойственное число, оттуда и говорится "святая": Святые Тело и Кровь святым христианам. Мы не имеем права отказываться и отнекиваться, мы должны участвовать в спасении даже бесноватого человека, мы должны воздохнуть о нем Богу, не надо открещиваться, ссылаясь на свою греховность.

Может быть, мы спасемся от своей греховности молясь за других. У святого Силуана Афонского есть одно место в его дневниках, где он пишет: «…зная, насколько любит Господь народ Свой, в особенности умерших, я каждый вечер проливал за них слезы». Их судьба может измениться только молитвой других людей, потому что, попав в тот мир, человек фиксируется в том состоянии, в каком он туда ушел − в чем застану, в том и сужу. Один подвижник спросил старца Силуана: «Плачешь ли ты о грехах своих?». Он ответил: «Как-то мало, но за умерших много рыдаю». Тогда аскет сказал ему: «Ты плачь о себе, а других Господь помилует…». «Послушался я и стал делать, как он мне сказал: перестал плакать за умерших, − пишет старец Силуан, − но прекратились тогда слезы и за себя». Тогда спросил преподобный у другого подвижника: «Молиться ли мне об умерших?». Он вздохнул и сказал: «Я, если бы было можно, всех вывел бы из ада, и только тогда душа моя успокоилась бы и возрадовалась бы». После этого не стал старец Силуан останавливать молитвы за умерших, и слезы вернулись к нему, и много рыдал он, молясь за них. Благодать Святого Духа сопутствовала молитвам старца, и сердцем он чувствовал, что Дух Святой соучаствует с ним в молитве.
Можно сказать, что это великий святой, что это не про нас. Но, кто читал его житие, знает, что святой Силуан совершил в миру немалые грехи, его жизнь в монастыре была покаянная. Тем не менее, он испытал важность молитвы за ближних.

Итак, сегодняшнее Евангелие настраивает нас на то, что мы должны понять насколько высока любовь Божия, которая хранила этого бесноватого от преждевременной смерти, хотя долгие годы он был мучим множеством бесов. Бог учит нас, показывая наглядно, насколько зло уничтожительно и деструктивно, показывает, насколько Он любит человека в любом состоянии. И мы должны соучаствовать в этой любви. В любом состоянии человек может покаяться, а вместимость человеческой души так велика, что современные сказки о человеке, как о высокоорганизованном животном, представляются блефом. Человек готов вместить не только ангелов и бесов, но и Самого Бога, и для этого он создан. И наконец, сострадание к человеку является главной чертой христианства, Господь нас учит этому, а мы не хотим этого слышать, мы говорим, что это не для нас. Но тем самым мы вычеркиваем себя из списка христиан, а Господь говорит, что любовь к ближнему и любовь к Богу – это неразрывные части одной добродетели любви, которая только и может ввести нас в Царствие Небесное, победить грех как в нас самих, так и в наших ближних. Аминь.
На основе проповеди от 10 ноября 2019 г.
РУБРИКА
"СЛОВО ДУХА И ДУХ СЛОВА"
"Если сундук, наполненный платьем, будет оставлен и платье в нем не будет пересматриваемо, то оно в течение года истлеет. То же бывает и с помышлениями: если внушаемого ими мы не будем исполнять на самом деле, то и самые помышления в течение года истлеют и исчезнут. Если кто, набрав змей или скорпионов, вложит их в сосуд и залепит, то они в течение года умрут. Так и злые помышления, прозябающие от демонов, уничтожаются терпение".

Авва Пимен

Когда человек живет в постоянном славословии и говорит: «Слава Тебе, Боже! У меня все хорошо!», то его психика меняется, и он чувствует себя лучше. Старец Паисий говорил, что когда он стал отшельником в пустыне, он был обескуражен, и, возможно, его охватила депрессия и отчаяние, что является обычным делом для отшельников.
Потому что он видел свою человеческую немощь, предчувствовал огромную борьбу, которую ему предстояло вести. Во время работы бросал инструменты на землю, поломал машину, поранил свою руку, злился, и чем больше он это делал, тем хуже ему становилось. А когда монахи спрашивали его:
– Как дела, отче Паисий?
– Ну, как, как – плохо!
И он заметил, что когда он так говорил, становилось еще хуже. Затем он изменил свою тактику и сказал себе: «Я не буду так говорить». И когда кто-то спрашивал его:
– Как дела, отче Паисий?
Он отвечал:
– Отлично! Чудесно! Замечательно! Благодарю Тебя, Боже! Очень хорошо! Вашими молитвами, у меня все хорошо!
Он хотел забить гвоздь в стену, ударял молотком по пальцу и говорил:
– Слава Богу!
А его палец опух.
Я замечал в своей жизни и в жизни других людей, что когда человек так делает, его дела идут в гору, и он чувствует себя лучше. А когда ты что-то делаешь с ропотом, то становишься еще несчастнее, чем был раньше, и постепенно погружаешься в злочестие.

Митрополит Лимасольский Афанасий

Error get alias