© 2019 Храм и музей преподобного Серафима Вырицкого в Вырице
13.11.2019 | Иеромонах Кирилл (Зинковский)
Во славу Господа Иисуса Христа
О мученике Несторе, показавшем нам пример ревности по Богу и христианской добродетели.

Иеромонах Кирилл (Зинковский)
Доктор богословия, кандидат технических наук, настоятель строящегося храма преподобного Серафима Вырицкого и клирик храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица Ленинградской области
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры! Сегодня святая Церковь вспоминает святого мученика Нестора. Он был духовным сыном святого великомученика Димитрия Солунского, память которого мы праздновали вчера. Как нечасто бывает в житиях святых, в которых мы в основном читаем о терпении, смирении и кротком поведении, святой Нестор возгорелся ревностью победить одного языческого силача по имени Лий.

Язычники развлекались тем, что выставляли на арену гладиатора Лия, который по своим физическим данным был громадным и очень сильным человеком, на сражение с христианами. Потому что, обладая огромной силой, Лий с легкостью кидал их на копья находящихся вокруг солдат римской армии, которые держали копья вверх, в то время как борьба происходила на возвышенной арене. Святой Нестор возгорелся желанием победить гладиатора, потому что каждый раз победа Лия над христианами заканчивалась хулением Господа Иисуса Христа и всей христианской веры. Он шел на этот подвиг не ради честолюбия, ради которого сейчас сражаются борцы, боксеры или единоборцы, а ради имени Господа Иисуса Христа.
Источник: www.johnsanidopoulos.com
Он получил благословение от святого Димитрия, который в то время находился в тюрьме. Благодатью Божией святой победил этого силача, и Лий погиб на копьях своих же римских воинов. Но вместо награды, которую по условиям этих страшных соревнований святой Нестор должен был получить, он был казнен за то, что был христианином.

Можно сказать, что сегодня вместе празднуется память и святого Димитрия, и святого Нестора, его ученика. Эти древние воины Христовы оба учат нас смирению, тому, чтобы мы в любом деле: и в трудном, и в легком, и в страшном, и в том, которое нам кажется совершенно не вызывающим напряжения, надеялись не на себя, а на Христа. В тоже время, это праздник христианского мужества.
Действительно, всякая христианская добродетель – это золотая середина между крайностями. Мужество стоит где-то посередине между трусостью и гордыней. Гордыня, самолюбование не является мужеством, хотя иногда представляется таковой, однако это дерзость. Трусость, конечно, тоже не является мужеством, хотя прикрывается личиной добрых мотивов, например - сохранить свою жизнь для чего-то доброго. Настоящее мужество всегда во Христе. Если оно христианское, оно имеет своей целью прославление не себя, а Господа Иисуса Христа.
Размышляя о сегодняшнем Евангелии, которое мы слышали на Литургии, мы можем сказать, что Господь призывает нас быть очень внимательными к тому, что у нас в душе. Он говорит: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» Евангелие от Луки8:17 Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
(Лк. 8:17)
. Это внутренняя жизнь нашей души, и она откроется на Суде Божием. От Господа не скрыта никакая мысль, никакое настроение, никакой мотив. И время нашей жизни дано, чтобы постараться успеть очистить наше внутреннее, сокровенное, чтобы у нас, по возможности, были максимально чистые и мысли, и побуждения, и настроения. А если мы этого не имеем, то хотя бы покаемся в этом.

В Евангелии Господь добавляет: «…Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что что он думает иметь» Евангелие от Луки8:18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.
(Лк. 8: 18)
. Конечно же, речь идет о благодати Духа Святого. К сожалению, люди иногда думают, что они имеют благодать, а на самом деле это им только кажется. Тогда на Суде Божием выяснится, что человек пустой, и от него будет отнята не благодать, которой он не имел, а то ложное мудрование о самом себе, что якобы он имел благодать. Он увидит, что он ничего не имеет. А тот, кто имел благодать, будет получать ее еще больше в награду за свои духовные труды.
Побеждать страсти нам нужно не просто ради того, чтобы нам было хорошо, спокойно и мирно на душе, не ради своего психологического комфорта, не ради того, чтобы нас кто-то за это похвалил, не ради честолюбия, но исключительно ради Господа Иисуса Христа.
Обратимся снова к святому мученику Нестору. Представить себе только, как он выходил на эту арену! Вокруг острые копья и огромный силач, который за одну секунду бросит тебя на эти копья! Но, взяв благословение, ради Господа Иисуса Христа он вышел, чтобы посрамить языческую наглость, языческую хулу на Христа Спасителя. Его сердце горело желанием защитить честь Господа нашего Иисуса Христа.

По нашей слабости Господь нам не дает такого испытания, как Нестору. Но давайте и мы, братья и сестры, в нашей духовной внутренней брани, когда нам тяжело, когда кажется, что наподобие этого страшного Лия, нападают страсти, с живой искренней верой и мужеством попросим у Бога не быть совершенно бессильными, слабыми, терзаемыми ими.

Побеждать страсти нам нужно не просто ради того, чтобы нам было хорошо, спокойно и мирно на душе, не ради своего психологического комфорта, не ради того, чтобы нас кто-то за это похвалил, не ради честолюбия, но исключительно ради Господа Иисуса Христа. Ибо дьявол со своими демонами, подобно Лию, часто, очень часто смеется над слабым племенем христианским, вводя христиан и в блуд, и в разврат, и в пьянство, и в гордыню, и в словоблудие, и в множество разных грехов.

Мы должны возгореться духовной ревностью и сказать: «Господь наш страдал на Кресте не для того, чтобы мы были слабыми и оправдывались своими немощами». Да, мы слабые, но Господь на нашей стороне. Мы должны захотеть жить по-божьему и побеждать грех, и тогда Господь нам поможет. Он не помогает нам тогда, когда видит, что эта победа желаема нами только ради честолюбия и гордыни, а если мы хотим победить ради Его святого имени, Он никогда не оставит нас без помощи. Аминь.
На основе проповеди от 9 ноября 2019 г.