Митрофан, епископ Гатчинский и Лужский
Официальный сайт Гатчинской епархии:
http://gatchina-eparhia.ru/bishop/

Профиль владыки на Глобусе Митрополии:
http://globus.aquaviva.ru/people/mitrofan-osyak
02.11.2019 | Иеромонах Мефодий (Зинковский)
Апостол Фома: «Пойдем, и мы умрем с Ним»
Чему нас учит пример апостола-близнеца, подражателя Господа Иисуса Христа

Иеромонах Мефодий (Зинковский)
Доктор богословия, кандидат технических наук, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в пос. Вырица Ленинградской области, духовник благотворительного фонда «Православная Детская миссия имени преподобного Серафима Вырицкого»
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, поздравляю вас с памятью святого апостола Фомы, одного из двенадцати ближайших учеников Господа нашего Иисуса Христа. Большая часть церковных людей знает его историю, знает, что он не был свидетелем первого из явлений воскресшего Христа и стал просить Бога о том, чтобы не только увидеть Христа, но и прикоснуться к Нему, чтобы увериться, что действительно произошло это чудо воскресения.

В народе называют его Фома неверующий, но на деле это слишком примитивно. Его вера наоборот была очень глубокой. Когда над Христом сгущаются тучи и понятно, что скоро иудеи Его предадут на мучение, Фома говорит апостолам: «Пойдем, и мы умрем с Ним» (Ин. 11:16). Такие слова сохранило Евангелие, то есть это был человек глубоко преданный Христу.

Мы привыкли петь: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу…» Но, если честно, далеко не все из нас сердцем познали, что такое воскресение. Мы так сильно хватаемся за эту жизнь, нам очень хочется прожить дольше, и может быть в этом тоже благословение Божие для кого-то. Но все-таки земная жизнь ограничена − мы знаем, что мы умрем, мы знаем, что рано или поздно закончатся дни этого земного нашего поприща, а вот вера во всеобщее воскресение не так глубока в наших сердцах.
Люди считают себя православными, а в воскресение мертвых не верят.
Согласно одному из статистических опросов, проведенных в Москве, шестьдесят с лишним процентов людей назвали себя православными, а верующих в воскресение мертвых из этих шестидесяти с хвостом процентов оказалось лишь два процента. Люди считают себя православными, а в воскресение мертвых не верят. Они считают: «Ну а зачем? У человека столько страданий в теле, столько скорбей». У них, знаете, такое платонистское представление: «Улетел туда на небо, ну и слава Богу. А земля со всеми ее скорбями осталась внизу». Учение православное другое. Оно состоит в том, что мы чаем и веруем, что будет воскресение мертвых, что души соединятся с телами, пусть даже давно разложившимися.

Известно, что тело человека в течение жизни много раз обновляет свои клетки: кровь обновляется примерно за 4 года, другие клетки мягких тканей – за 6-8 лет, кости – за 20. В итоге, через 20 лет человек практически полностью обновлен в своем составе, хотя он считает себя тем же, самим собой. В результате обмена веществ, который непрерывно совершается в нашей жизни, и ткани заменяются, человек состоит при жизни уже из другого тела.

Мы современным умом сомневаемся, как может Господь дать новое тело человеку? Но даже если в течение жизни Он уже дает другое тело, то что в этом удивительного?
Тем более после всеобщего воскресения тело уже будет обновленное, очищенное от последствий греха, свободное от страданий. Ради этого стоит подумать, как нам прожить, чтобы когда-то воскресение для нас не стало мучительным.
Один из святых отцов имел видение, как душа человека будет входить в его тело, которое воссоздаст Господь. Кому-то это будет радостно, потому что этими руками он делал добро, этими ногами он спешил на помощь кому-то, этими устами, которыми он будет соединяться с душой вновь, он говорил добрые слова и молитвы. А кому-то это соединение само по себе станет мучительным – входить душе придется в дом тела, в котором человек грешил: ногами кого-то бил, руками на кого-то пальцем показывал, устами говорил какие-то бесконечные осуждения, глазами смотрел похотливо и жадно, завидовал. Входить в этот оскверненный им самим дом будет неприятно. Но, тем не менее, это наше с вами тело, и мы с ним соединимся. Такова тайна истории человечества. И апостол Фома причастник к этой тайне.

Еще он называется близнецом, и есть разные толкования на это место. Возможно, у него был брат-близнец, который не стал апостолом. Но в житии апостола Фомы есть и другое, духовное толкование – Христос предстает людям, которым проповедовал апостол Фома, в виде апостола Фомы. Сначала приходит Фома, говорит им о том, что явился Христос, что есть спасение мира, что есть особый Промысл, что установлен Новый Завет. Он удаляется, а потом этим людям является Христос, но под видом апостола Фомы. Он, по сути дела, похож на него, как близнец. Это некое духовное толкование этого имени − не только апостол Фома, но и все другие святые были подражателями Христа.
Тициан Вечеллио, Христос-Вседержитель
Сегодня мы слышали апостола Павла, который говорит в конце своего послания: «Подобны мне бывайте, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Можно было б сказать, что это гордое утверждение, но нет − апостол со смирением говорит, что всеми силами своей души он старался быть подобен Господу и страдал. В этом отрывке говорится, что апостолы много претерпели, ведь апостолов гнали и били палками язычники, на них клеветали иудеи. «До нынешнего часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся» (1 Кор. 4:11). Апостол говорит, что они все претерпевали, хотели быть похожими на Христа, который ради спасения человечества все претерпел. Но и нас апостол призывает быть не просто пассивными слушателями их, но быть подобными им, а они подобны Христу.

Тайна подобия – это не калька, не формальное повторение, что к сожалению, встречается в западной традиции. Франциск Асизский − римо-католический, а, по нашему мнению, псевдосвятой, буквально повторяет действия Христа: совершает «Тайную вечерю» со своими учениками, умывает им ноги и т.д. Но ведь не о копировании речь, речь о том, чтобы понять дух Христов и донести его до самих себя и до наших ближних.
Если мы православные христиане, мы должны своей жизнью показать какой Христос. И тогда люди захотят быть христианами. Да мы сами должны понять каков Христос и быть на Него похожими.
Как говорил преподобный Паисий Афонский, наш современник, христиане должны показать миру какой Христос. Не надо говорить красивые слова, нужно показать это своей жизнью. Если мы православные христиане, мы должны своей жизнью показать какой Христос. И тогда люди захотят быть христианами. Да мы сами должны понять каков Христос и быть на Него похожими.

Прикрываться православием очень удобно: мы христиане, мы ходим в храм, мы знаем, как приступить к причастию, правило исполняем. Но, простите, так можно и фарисеем быть. Мы сегодня слышали другой евангельский отрывок, где фарисеи говорят Христу, что Он сидит с какими-то грешниками. Если Он праведник, зачем Он сюда пришел? Что Он такое делает? А Господь им на это отвечает: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). Таков дух нашего Христа.

Но часто люди воцерковившись тратят свои душевные силы вроде бы на освоение церковной практики, молятся, но при этом полностью пренебрегают тем, что за этим должно следовать. Выполнил человек, как фарисей, нормы и правила, поставил себе галочку и удовлетворен. А ведь это лишь необходимое, но не достаточное, отнюдь не достаточное условие. Если все это исполнить и при этом быть злобным, не уметь прощать людей, источать агрессию, то какой это дух Христов? Действительно, на нас сейчас жалуются, говорят, что в наших храмах люди не умеют себя вести, что они не знают любви, что они только правила соблюдают, дергают людей, которые вошли и не знают, как правильно поставить свечку. Ведь это звенья все той же самой цепи. Это то же самое фарисейство.

Надо дать человеку начать свой путь, не надо его одергивать. Надо за него помолиться и с любовью пожелать ему доброго начала пути на церковном поприще. Потому что фарисейство, как и садукейство, либерализм, как и чрезмерный ригаризм, − это та закваска, от которой Господь предупреждал еще апостолов, говоря им об опасности такого духа, который никакого отношения ко Христу не имеет. Христос есть абсолютная любовь, бесконечно снисходящая к человеку. И вот этому мы должны с вами учиться.
Чем были подобны апостолы Христу? Чем был подобен Фома Христу? Почему Христос решил явиться в его виде? Да потому что он коснулся сердец человеческих. Поэтому люди могли принять его в таком виде. Не какого-то непонятного, неизвестного человека, а того, который коснулся их сердца, к которому расположились их души. А значит, через него Господь может продолжить Свою проповедь.

Речь о том, чтобы любовь Христова стала нашим духом, чтобы жертвенность Христова стала нашим настроением, чтобы образ апостолов, которые служили Христу самоотверженно, стал не какой-то шоколадной картинкой для нас, чтобы люди не говорили, что они святые, а мы грешные. Нет, Христос говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Призыв быть похожими на Христа относится к каждому из нас. Мы не будем иметь никакого оправдания, когда жизнь наша закончится, когда Господь нас спросит, чем мы занимались. Если мы ответим, что мы любим Его, но что люди грешные вокруг ходили, и мы раздражались, Господь скажет, что Он тоже смотрел на них с Креста и молился, чтобы они образумились. И, если мы христиане, значит, и мы должны также поступать.

Наша с вами задача поучиться духу Христову. Возрождение Церкви идет, храмы строятся, люди в храмы начинают ходить, не так, правда, много, как хотелось бы, но дух Христов воспринять гораздо сложнее. Внешне стать христианином, как говорили святые отцы, легко – надел платочек, научился креститься, кланяться, посты соблюдать и еще несколько правил. Не сложно. А вот внутренне стать христианином – это настоящий подвиг. Нужно распять свою гордыню и уничтожить страсти, которые мучают нас и заставляют даже, прикрываясь благочестием, творить свою волю, которая противна Богу. Да не будет этого у нас с вами. Но да будем учиться духу Христову, который должен наполнить не только наши храмы, но наполнить наши сердца, и научить нас творить волю Христа, распятого и воскресшего ради нашего спасения. Аминь.
На основе проповеди от 19 октября 2019 г.
РУБРИКА
"СЛОВО ДУХА И ДУХ СЛОВА"
"Христианин никогда не сможет достигнуть ни любви к Богу, ни истинной любви к человеку, если не переживёт весьма многих и тяжких скорбей. Благодать приходит только в душу, которая исстрадалась..."

Архимандрит Софроний (Сахаров)

Царство Небесное – это не место, а состояние души. Ад – также состояние души. Мы часто – то в аду, то в раю. Когда мы в плохом настроении – это ад, и нет нам ни мира, ни покоя. А когда в нашем сердце тишина, радость и любовь – мы чувствуем себя в раю.

Архимандрит Фаддей Витовницкий
Будем учиться себя мысленно за все укорять и осуждать, а не других, ибо чем смиреннее, тем прибыльнее; смиренных бо любит Бог и благодать Свою на них изливает.

Преподобный Антоний (Путилов)
Бог любит тебя больше, чем ты сам себя любишь, и заботится и печётся о тебе больше, чем ты сам можешь о себе позаботиться. Так перестань же волноваться и беспокоиться и положись на Бога, Который гораздо лучше тебя позаботится о тебе и обо всём, что тебя волнует и всё устроит гораздо лучше, чем ты сам можешь устроить.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Мои знакомые сестры Анна и Манана вспоминали, что как-то они встретились с отцом Гавриилом в Тбилиси. Только что прошел дождь, улицы были достаточно грязными. Они решили, что сейчас они не смогут брать на коленях благословение у отца Гавриила, а когда подошли к нему, отец Гавриил сам встал перед ними на колени. Увидев это, они тоже пали в грязь на колени, а отец Гавриил благословил их, улыбаясь, подмигнул и сказал: «Один – ноль в мою пользу!»

Из книги "Люди Грузинской Церкви".