© 2019 Храм и музей преподобного Серафима Вырицкого в Вырице
17.10.2019 | Иеромонах Кирилл (Зинковский)
О вселенском патриархе и самооправдании
Глава Церкви - Господь наш Иисус Христос. Римо-католические тенденции в богословии и канонической практике Константинопольского патриархата.

Иеромонах Кирилл (Зинковский)
Доктор богословия, кандидат технических наук, настоятель строящегося храма преподобного Серафима Вырицкого и клирик храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица Ленинградской области
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня празднуется память святителя Михаила первого митрополита Киевского и всея Руси, который был поставлен из Константинополя от православных греков в Русской Церкви, еще не имевшей независимости – «автокефалии». Это был святой человек, который соединил православную Византию и Русь. А ныне между Греческой Церковью и нашей довольно сложный период отношений. Тем более буквально на днях стало известно, что греческая Элладская православная Церковь поддержала признание той церкви, которую на Украине противозаконным образом основал патриарх Варфоломей.

Если эти новости подтвердятся, а, похоже, что это действительно так, то возникает вопрос: возможно ли будет нам служить и причащаться не только в Константинополе и на Афоне, но и по всей Греции. Но даже независимо от этого мы понимаем, что в результате действий так называемого «вселенского» патриарха, а теперь и архиепископа Греческой (Элладской) православной церкви произошел раскол между греческим и славянским православным миром. Действительно, у нас есть пророчества преподобного Серафима Саровского, который говорил, что Русская Церковь и русское государство за свое Православие всегда будут славными, но и неприятными и даже страшными для врагов. Безусловно простые греки понимают неправду грубого вмешательства в дела Русской церкви, но на уровне высоких греческих церковных чинов, очевидно действуют большие политические силы, которые пытаются подорвать силу Православия. А мы понимаем, что единственная православная страна, где присутствует хоть какая-то степень независимости от сильных мира сего, тайных закулисных правителей – это Россия и русская православная Церковь. На все остальные, небольшие по территории православные страны, к сожалению, легко может быть оказано давление экономического, социального или политического характера. Это и происходит.
Если рассуждать о том, что Константинопольский патриарх в свое время вышел в диптихе, в списке православных патриархов, на первое место, то это произошло именно из-за того, что православный византийский император имел особое политическое влияние. Тогда, основываясь на этом принципе, стоило бы в наше время Русскую Церковь поставить во главе этого списка.
Но греки, к сожалению, далеко не все это понимают, и некоторые, одержимые духом своей национальной особенности, не хотят отступать от своего «первого места», совершая вещи, которые разрушают наше православное единство.

Помолимся святителю Михаилу и всем нашим святым, чтобы нам не терять духовную бодрость. Мы должны осознавать себя частью Церкви, а не думать, что сложившаяся ситуация дело только Патриарха, Синода или архиереев.Если предстоятелям нашей Церкви сегодня нелегко и трудно, то и мы тоже должны молитвенно поучаствовать в этой духовной проблеме. Мы должны усердно об этом молиться и попросить у Господа помощи нашему Патриарху, митрополитам и тем людям в Греческой церкви, кто ещё понимает, что происходит. Просим сегодня у Бога также, чтобы мы осознали , что мы, хотя и «маленькие» люди, но и от нас тоже что-то зависит. Молитва - это великая духовная сила. И если мы будем думать о том, что это всё-таки нас касается, то я уверен, Бог нас за это благословит, потому что мы будем исполнять заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20:12). Эта заповедь относится не только к родителям по плоти, но и к наставникам духовным.
Мы тоже должны молитвенно поучаствовать в этой духовной проблеме. Мы должны усердно об этом молиться и попросить у Господа помощи нашему Патриарху. Просим сегодня у Бога также, чтобы мы осознали , что мы, хотя и «маленькие» люди, но и от нас тоже что-то зависит. Молитва - это великая духовная сила.
Так что будем, братия и сестры, усердно молитвенно участвовать в этой духовной проблеме, которую ныне мы переживаем во Вселенском православии. Ну а что касается самого титула «вселенский патриарх», которым обладает патриарх Варфоломей, то мы считаем, что этот титул давно надо было бы убрать. Когда этот термин появился в титуле константинопольского патриарха в конце VI века, то многие православные иерархи говорили о его незаконности, потому что каждый патриарх, каждый предстоятель поместной церкви является "главой", возглавляющей только свою церковь поместную, а термин «вселенский» - это претензия на вселенную. Святой папа римский Григорий Двоеслов в своем протесте говорил о «суетности тщеславного духовенства, возлагающего на себя "антихристианские звания"», подчеркивал что происходя от гордыни такие действия «разрушают правопорядок». Не пора ли это прекратить эти римо-католические тенденции? А они, к сожалению, довольно сильны в богословии и в канонической практике Константинопольского патриархата. В этом смысле сейчас весьма и весьма непростое время. Казалось бы, православные должны объединиться и свидетельствовать пред всем миром о единстве святого Православия, а вот что происходит, и это очень печально, это остановит многих от того, чтобы принять православную веру, - все эти распри и раздоры.

Но, в то же время мы не можем уступить и согласиться с тем, что Константинопольский патриархат - «восточный папа римский», с тем, что его хотят сделать главнокомандующим всего Православия с особенным приматом превозношения над всеми другими патриархами. Это не православная модель, не православная церковная каноническая схема, поэтому мы согласиться с этим не можем.

Будем просить у Господа, чтобы не до конца оскудел дух любви, о котором мы слышим в Евангелии. Господь заповедует любить даже врагов, говоря, что если мы любим тех, кто нас любит, то мы не далеко ушли от язычников. Конечно, эта заповедь очень трудна, но не будем забывать, что это заповедь для всех нас. Нас очень в духовной жизни ослабляет такая немощь и такой духовный порок, как самооправдание.
Самооправдание и саможаление - они идут рука об руку и мешают очень сильно духовному росту христиан. Более того, святые отцы говорили, самооправдание - это отвержение своего спасения.
Многие люди даже не замечают, как они оправдываются, даже на исповедь проходят и говорят: "Вы знаете, вот мне как-то в храм прийти не получилось". А его спрашиваешь: а оно само получается или ты все-таки берешь за шиворот самого себя и идёшь? Тогда ты скажи честно: я виноват, я не пришел в храм, я виноват. Нет, оно как-то "не получилось" само собой. Жизнь-то, конечно, сложная, но когда человек поставит определенную цель, он её добивается. Видите, какое самооправдание: он даже сам не замечает, что он себя оправдывает, что оно как бы не получилось, по каким-то независящим от него обстоятельствам. И этого, братья и сестры, у нас очень много.

Точно так же мы оправдываем себя в том, что мы не любим своих не только врагов, но и просто недоброжелателей или людей, которые нам не симпатизируют, или просто чем-то когда-то нас задели. Мы оправдываем себя, не замечая этого. А ведь, братья и сестры, слово Господа - оно ко всем нам сказано: «… как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Также Господь хочет от нас, чтобы мы любили не только друзей, не только тех, кто нам улыбается и отвечает благом на благо, но призывает любить и тех, кто не здоровается с нами, и тех, кто от нас отворачивается или делает нам что-либо неприятное. Конечно, по-человечески это невозможно, но, если мы будем молиться и просить у Бога, то сказано в Евангелии: "Невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18:27).
И, братья и сестры, последний пример вам приведу, насколько часто люди себя оправдывают. И даже доходит до того, что один довольно сановитый священник говорил однажды целую проповедь о том, что любовь к врагам - это невозможно. И начал даже удаляться в детали греческих глаголов, которые употреблены в Евангелии. Правда, напутав там кое-что, пытался доказать, что там сказано не о настоящей великой любви, а о чём-то меньшем. Конечно, это было неправда, и он хотел понизить нравственную планку, чтобы людям было «попроще жить», но это недопустимо, это извращение слов Спасителя. А мне хотелось сказать этому священнику, привести пример одного простого человека, который в храм-то не так часто выбирался, но когда на него с топором напал его родственник просто из-за злобы по каким-то пьяным делам, несколько раз его жёстко ударил этим топором, то этот раб Божий Олег сказал: "Володенька, ты что наделал?". Олег еле выжил после этих тяжёлых ран. Но, представьте себе: вот он исполнил эту заповедь, он пожалел этого человека, он понимал, что дело невозможно утаить, что тот будет судим, и сказал: "ну что ж ты наделал?". Вот кто-то проповедует даже с высокого амвона, что любовь к врагам невозможна, а кто-то просто это исполняет. И это в жизни бывает не только у великих святых, но даже у простых людей. Поэтому когда мы придем на суд Божий, не будем думать, что нам будет легко на нем оправдаться, если мы не приложили духовного труда к труду, чтобы по мере сил исполнить эту непростую заповедь. Аминь.