Мы тоже должны молитвенно поучаствовать в этой духовной проблеме. Мы должны усердно об этом молиться и попросить у Господа помощи нашему Патриарху. Просим сегодня у Бога также, чтобы мы осознали , что мы, хотя и «маленькие» люди, но и от нас тоже что-то зависит. Молитва - это великая духовная сила.
Так что будем, братия и сестры, усердно молитвенно участвовать в этой духовной проблеме, которую ныне мы переживаем во Вселенском православии. Ну а что касается самого титула «вселенский патриарх», которым обладает патриарх Варфоломей, то мы считаем, что этот титул давно надо было бы убрать. Когда этот термин появился в титуле константинопольского патриарха в конце VI века, то многие православные иерархи говорили о его незаконности, потому что каждый патриарх, каждый предстоятель поместной церкви является "главой", возглавляющей только свою церковь поместную, а термин «вселенский» - это претензия на вселенную. Святой папа римский Григорий Двоеслов в своем протесте говорил о «суетности тщеславного духовенства, возлагающего на себя "антихристианские звания"», подчеркивал что происходя от гордыни такие действия «разрушают правопорядок». Не пора ли это прекратить эти римо-католические тенденции? А они, к сожалению, довольно сильны в богословии и в канонической практике Константинопольского патриархата. В этом смысле сейчас весьма и весьма непростое время. Казалось бы, православные должны объединиться и свидетельствовать пред всем миром о единстве святого Православия, а вот что происходит, и это очень печально, это остановит многих от того, чтобы принять православную веру, - все эти распри и раздоры.
Но, в то же время мы не можем уступить и согласиться с тем, что Константинопольский патриархат - «восточный папа римский», с тем, что его хотят сделать главнокомандующим всего Православия с особенным приматом превозношения над всеми другими патриархами. Это не православная модель, не православная церковная каноническая схема, поэтому мы согласиться с этим не можем.
Будем просить у Господа, чтобы не до конца оскудел дух любви, о котором мы слышим в Евангелии. Господь заповедует любить даже врагов, говоря, что если мы любим тех, кто нас любит, то мы не далеко ушли от язычников. Конечно, эта заповедь очень трудна, но не будем забывать, что это заповедь для всех нас. Нас очень в духовной жизни ослабляет такая немощь и такой духовный порок, как самооправдание.