Митрофан, епископ Гатчинский и Лужский
Официальный сайт Гатчинской епархии:
http://gatchina-eparhia.ru/bishop/

Профиль владыки на Глобусе Митрополии:
http://globus.aquaviva.ru/people/mitrofan-osyak
27.09.2019 | Иеромонах Мефодий (Зинковский)
Воздвижение Честнаго Креста Господня
Сораспятие со Христом должно стать нашей повседневной естественной жизнью

Иеромонах Мефодий (Зинковский)
Доктор богословия, кандидат технических наук, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в пос. Вырица Ленинградской области, духовник благотворительного фонда «Православная Детская миссия имени преподобного Серафима Вырицкого»
Дорогие братия и сестры, поздравляю вас с двунадесятым праздником Воздвижения Креста Господня, который, как мы знаем, исторически коренится в событиях начала IV века, когда святая равноапостольная Елена обретает сокрытый Крест, на котором был распят за III века до того Господь наш Иисус Христос. В Иерусалиме есть множество преданий относительно того, где этот Крест, собственно, был скрыт. Поскольку римляне: Тит, Веспасиан, покорившие Иерусалим, полностью его перестроили - это была непростая задача, можно сказать, археологическая - найти этот Крест, на котором страдал когда-то Господь.

Но, что самое главное для нас в этом празднике, кроме исторической его составляющей, кроме того, что это действительно было, что это не легенда - что части Креста хранятся с древнейших времен по всему лицу земли. На Кипре, например, есть большая частица Креста, которую привезла именно царица Елена, обретшая этот Крест при определенных чудесных событиях. Часть этого Креста она оставила на Кипре в монастыре Ставровуни. И в общем-то по всему лицу земли есть места, где хранится в частичках Крест Господень.
Важно также в этот день вспомнить, почему вообще Крест понадобился. Церковь нам напоминает, что Крест Христов не является случайностью. Было бы странно предполагать, что Крест является лишь реакцией Христа на наш грех. Не только. Потому что, если бы Адам и Ева не согрешили, то, согласно нашему богословию, не понадобилось бы умирать Христу. Но Его жертвенность - уже не болезненная, а самоотдающая - все равно является неким принципом жизни Бога, как сокрытым в Троице. Конечно, мы далеки от того, чтобы говорить о страдательности в Боге или страдательности без греха, но всё-таки Крест является некоей кристаллизацией той любви Божией, которая существует независимо от нашего с вами поведения. Хороши мы или плохи, пал Адам в раю или не пал - любовь Божия тем не менее остаётся неизменной и отдающей Себя всему творению. Да, без болезни, но в полном смирении и некотором даже самоистощании, отдавая пространство для бытия другим из существ, которые имеют свою волю, и которые могут сказать Богу "нет". Отсюда возникает возможность, собственно говоря, греха, возможность разрыва бытия.
Распятие в Голгофском храме, Иерусалим, источник: jerusalemshots.com
Средством скрепления этих разрывов, этих трещин, в том числе в человеческом бытии, в человеческой природе, становится уже воплощённая любовь Божия, во Христе распятая на Кресте Господнем. Крест становится орудием подобным тискам, которые используют, чтобы склеить две частицы дерева, расколотые в результате падения. Так Крест - своего рода тиски, в которые с любовью, не насильно вкладывает Господь человеческое естество, чтобы склеить тот разрыв, тот разлом, который мы своим грехом вносим в человеческую природу, которая по мнению святых отцов является единой. И всякий грех отдельно взятого человека, совершенный где угодно, в самом укромном месте земли, является дополнительным разрывающим усилием, которое по швам, и не только по швам - во все стороны разрывает человека во всех его смыслах - и в уме, и в душе, и в теле. И только Крестом Христовым оказывается возможным исцелить эту рану, это кровоточащее разорванное человеческое естество на всех его природных уровнях. И только великая любовь Божия оказывается способна склеить, срастить эту рану.

Но мы с вами должны в этом поучаствовать.
Мы не просто пассивные существа, которые могут "не рыпаться", когда их взяли в эти "тиски" любви. Но мы можем поучаствовать с Господом в этом сращивании человеческого естества за счёт нашего личного произволения.
Потому что именно в личном нашем произволении лежит проблема. Легко отдавать то, чего у тебя много, легко делать то, что тебе хочется. А вот когда возникает вопрос сопоставления произволений - ты хочешь это, а брат хочет то, и может быть обе вещи хороши, но кто-то почему-то должен уступить - возникает вопрос: а почему я? И вот здесь возникает вопрос - в чем мы поучаствуем: либо мы своим личным произволением будем усиливать гармонию бытия, усиливать действие Креста Господня, усиливать действие любви Божией, которая вечна, и всегда хочет единства в различии и различия в единстве - как это во Святой Троице - без разрыва, но в гармонии любви и симфонии, как выразился святой Григорий Нисский - симфонии произволений. Либо мы своим произволением начнем усиливать тот раскол, который существует в человеческой природе и начнем настаивать на своей воле, таким образом попирая волю другого и нарушая возможную гармонию, ради которой создал вообще Бог человека, ради восстановления которой Он претерпел Крест.
В этот праздник мы все прекрасно знаем, что Крест - это наша слава, Крест - это наше ограждение, Крест - это наша святыня. Но где-то в глубине души мы с вами признаемся честно, что мы его не очень любим.
Мы часто просим Бога избавить нас от страданий, мы не хотим страдать, мы не хотим быть с Ним распятыми. Да, теоретически, как же, Господи, - вот крест на груди, да я же с Тобой. А как только какое-то страдание - что я, рыжий? Почему? Сколько? Когда? Где любовь Божия? Да я же грешный, да я же не смогу - и прочее, прочее без конца и без числа. А Господь, хотя мы любим вспоминать, что Господь сейчас в Царстве Божием, Он одесную Отца, - но до конца истории Он не совсем в полном блаженстве, Он ещё страдает вместе с нами: когда Тело Христово, когда Церковь страдает, когда любой ее член страдает, Господь со-страдает с ним. Христу ещё не пришел, так сказать, финал.

Крест, наверное, уже в Царствии небесном, станет безболезненным украшением горнего Иерусалима. А пока он ещё кровоточит. Пока он ещё кровоточит благодаря нам с вами. Благодаря тому, что Божья любовь не оставляет нас с вами, которые безумно, бесконечно раздирают человеческое естество, споря по совершенно безумным причинам - глупым, низким и недостойным, попирая волю ближнего, презирая свободу другого человека, желая настоять на своем. Не оставляет нас она и в грубости, и во всякого рода неделикатности, когда даже в церкви мы отталкиваем людей от Христа своей чёрствостью, своим упорством, достойным гораздо лучшего применения.
День Воздвижения всегда день постный, но это всё-таки день торжества. Да, мы постимся, потому что это день Креста, но мы в тоже время не постимся как в Великом посту, без елея, потому что это всё-таки праздник, когда Господь являет нам своё оружие, с помощью которого мы можем победить себя самих. С помощью которого мы можем распять свой собственный ум, который живёт своей жизнью, принимая всякого рода лукавые помыслы. Распять свою душу, которая тоже как "духовное животное" живёт своей жизнью, настаивает даже внутри нас с вами на своём, на своих собственных страстях и похотях, на преобладании над другими людьми, на своем тщеславии. И распять свое собственное тело, которое опять же живёт своей собственной жизнью, пытается урвать все, что ему дадут, накопить жирка и ни в коем случае не страдать. По второму закону термодинамики: попроще да полегче, да помягче.

И вот это всё, конечно, с рассуждением, конечно, не в убийственном угаре фанатиков, но в трезвом и разумном сораспятии со Христом должно стать нашей с вами повседневной естественной жизнью. И мы с любовью, целуя Крест Христов, поймём, что в этом наше участие: если мы уничтожим внутреннего врага. Не столько внешнего, от которого мы так любим открещиваться, сколько от внутреннего, который изнутри изъедает наш с вами ум, наше с вами сердце и будет, если мы его не победим здесь, будет мучить нас там. Вот тогда уже нам понадобятся молитвы Церкви, а не наши собственные усилия, которых нам точно не хватит, когда мы выйдем из тела.

Поэтому пусть силою Креста Господня будут осенены все наши дни, все наши часы и минуты, пусть Любовь Христова позволит нам возлюбить страдание ради Христа, чтобы мы не боялись его. И в молитве как капризные дети не дёргали Христа за хитон, прося, чтобы прекратились страдания нас бедных и убогих, которые не хотят с ним распяться. А скажем так Ему: Господи, если надо, сколько надо - помоги нам со-пострадать с Тобой, сораспять свою собственную гордыню, своё собственное своеволие. И в этом получить рассвет будущей жизни вечной. Аминь.
РУБРИКА "СЛОВО ДУХА И ДУХ СЛОВА"
Святые отцы о Кресте Господнем
"Не образу только Христа Господа поклоняйся, но и образу Креста Его, потому что он есть знамение победы Христовой над диаволом и над всем полчищем сопротивных сил, почему они трепещут и бегут, когда видят его изображаемым".
Святитель Григорий Палама
"Взирая на Крест, держи в мысли, что это есть знамя нашего духовного воинствования, в коем сокрыта всепобедительная сила, и что если удалишься от него, то предан будешь в руки врагов своих, а если пребудешь под ним, то достигнешь неба и внидешь в него в преславном торжестве".
Преподобный Никодим Святогорец
"Взять крест свой – значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда Крест служит для человека лествицею от земли к небу".
Святитель Игнатий Брянчанинов
"Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу. Ибо должен засвидетельствовать вам, что когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно нисколько не было тяжело, и путь этот был радостным путем, потому что я чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой."
Святитель Лука Войно-Ясенецкий