КНИГИ И СТАТЬИ

Страстная седмица

Страстная седмица – последняя неделя перед Праздником Светлого Воскресения Христова (Пасхи). Каждый из дней этой недели назван Великим, потому что вся седмица посвящена воспоминанию событий последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, смерти на Кресте и погребению.

Начиная с апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. По свидетельству свт. Иоанна Златоустого первые христиане настолько стремились быть с Господом в последние дни Его земной жизни, что в Страстную седмицу еще больше усиливали свои моления и усугубляли подвиги поста. Они, подражая Господу нашему Иисусу Христу, который претерпел вольные страдания на Кресте единственно из любви к падшему человечеству, старались еще больше творить дела милосердия, а в особенности старались воздерживаться от духа осуждения. В эти дни прекращались всякие суды и тяжбы, и даже освобождались от цепей узники, виновные не в уголовных преступлениях.

«Думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, – и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней»

Митр. Антоний Сурожский

Великий Понедельник

В этот день Церковь вспоминает несколько событий из истории Ветхого и Нового Завета, пророчащих о грядущих страданиях Спасителя.

image
Так праведный Иосиф, преданный своими братьями в рабство, а после восстановленный Богом, назван Прекрасным и является ветхозаветным прообразом Христа в Его страданиях и в дальнейшей победе над смертью.

В этот день в Евангельском чтении Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы, изображающей сонмище иудейское, а также всякого человека, не принесшего плода покаяния, а также притчу о двух сыновьях и злых виноградырях, символизирующих израильский народ, отрекшийся от Христа.

Тропарь:

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

Светилен:

Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.


Великий Вторник

Из Евангельских чтений этого дня Церковь выделяет для назидания верующим притчу о Женихе десяти девах, напоминая нам о том, что нужно постоянно бодрствовать и молиться.

image
«Эта притча научает нас тому, чтобы, приняв веру, мы сопровождали ее добрыми делами, которыми только и может поддерживаться наша духовная жизнь. Неразумные девы, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для своих светильников елея добрых дел. Мудрые же вместе со светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. Так и наша жизнь должна вся быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на всем протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к Богу, Источнику любви, и к ближним.

Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни – озарение светом Христовым, ее спасение и уготовление к Вечному Царству. Будем трезвиться, чтобы войти в Небесный чертог с мудрыми девами и сподобиться от Господа вечных благ».

Архим. Кирилл (Павлов)

Песнопения из службы во вторник Страстной седмицы Великого Поста

Эксапостиларий (светилен):

Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду в онь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.

Эксапостиларий поётся в первые четыре дня Страстной седмицы. В этом песнопении мы исповедуем перед Господом своё недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.

Великая Среда

Евангельское чтение этого дня посвящено воспоминанию события, которое произошло в Вифании в доме Симона прокаженного, когда некая жена принесла алавастровый сосуд драгоценного мира и возлила его на главу Христа и этим, по словам самого Спасителя, уготовала Его на погребение. «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала», - сказал Спаситель. В это время в противовес бескорыстному поступку жены в неблагодарной душе Иуды, одного из 12 учеников спасителя, рождается желание предать своего Учителя и Господа первосвященникам и старейшинам, которые только и искали способ хитростью убить Христа.

image
«Иуда не тронулся этим и не убоялся, когда услышал, что Евангелие будет проповедано повсюду (а сказанное заключало в себе не выразимую силу); тогда как жены, и жены блудницы, оказывали такую честь Иисусу, он совершал диавольское дело… Вот какое великое зло сребролюбие! Оно именно сделало Иуду и святотатцем, и предателем. Услыште все сребролюбцы, страждущие болезнию Иуды, – услыште и берегитесь этой страсти. ..Иуда ежедневно находился с Тем, Кто не имел, где главы преклонить, ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни сребра, ни двух одежд, – и при всем том не вразумился… Как же он сделался предателем, спросишь ты, когда призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости, и не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели; но увещевает, подает советы, – все делает и всячески старается, чтобы побудить их сделаться добрыми; если же некоторые противятся этому, Он не принуждает… Отчего же, спросишь, он (Иуда) уловлен этою страстию? Оттого, что был беспечен. От беспечности происходят такие перемены, тогда как от ревности происходят перемены противоположные…»
Свт. Иоанн Златоуст

Песнопения из службы в среду Страстной седмицы Великого Поста

Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

В среду страстной седмицы служится Литургия Преждеосвященных даров. Песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат..» поется на Великом входе, когда Преждеосвященные дары переносятся священником с жертвенника на престол.


Великий Четверг

В Великий четверг Церковь в Евангельском чтении вспоминает события Тайной вечери, когда Спаситель, преподав пример смирения, умыв ноги ученикам Своим, совершил сначала Пасху по закону Моисееву, а потом установил Пасху Нового Завета – великое таинство Евхаристии: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». На Вечере Господь также предрек ученикам, что один из них предаст Его. Осознавая грядущие страдания Господь, взяв с собой троих учеников идет в Гефсиманский сад на гору Елеонскую помолиться. «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною», - говорит им Господь и, «отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Ты»

image
image
Тропарь:

Егда́ сла́внии ученицы́ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся, тогда́ Иу́да злочести́вый сребролю́бием неду́говав омрача́шеся, и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т. Виждь, име́ний рачи́телю, сих ра́ди удавле́ние употреби́вша! Бежи́, несы́тыя души́, Учи́телю такова́я дерзну́вшия; И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Великая Пятница

В этот день Церковь воспоминает святые, великие и страшные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа.

image
«Вот настал день памяти величайшего преступления, которое когда-либо совершалось под солнцем. День стыда и страха за человеческую совесть до конца времен… В три часа Он испустил дух. В этот миг природа восстала против беззакония человеческого: земля потряслась; и камни расселись; солнце черным покровом закрыло лицо свое.

Только воскресение могло быть наградой такому безграничному страданию. Только воскресением Христовым могут обрести мир природа и наша совесть».

Свт. Николай Сербский

В этот день литургия не совершается, а совершаются Царские часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, на ней воспоминаются события снятия с креста и погребения пречистого тела Спасителя. На Утрени совершается чтение так называемых 12-ти Страстных Евангелий, посвященных страданиям и смерти Господа нашего Иисуса Христа. По словам свт. Иоанна Златоустого каждый член честного и святого тела Спасителя «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешенного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».

Тропарь:

Днесь ви́сит на дре́ве, И́же на вода́х зе́млю пове́сивый: венце́м от те́рния облага́ется, И́же А́нгелов Царь: в ло́жную багряни́цу облача́ется, одева́яй не́бо о́блаки: зауше́ние прия́т, и́же во Иорда́не свободи́вый Адама: гвоздьми́ пригвозди́ся Жени́х Церко́вный: копие́м прободе́ся Сын Де́вы. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́: покажи́ нам и сла́вное Твое́ Воскресе́ние.

Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.

image
В конце вечерни Великой Пятницы совершается чин выноса Плащаницы с изображением Христа, лежащего во гробе. После этого перед Плащаницей читается трогательный канон «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы».

По образу того, как Пречистая Божия Матерь плакала у замученного тела Сладчайшего Господа нашего, так и мы должны научиться проводить дни Великого Поста, отложив суету бытовых помыслов и мелких проблем, и наполняя сердце и душу благоговейным и благодарным трепетом перед жертвенным подвигом Спасителя.

Солнце не заходяй, Боже Превечный, / и Творче всех тварей Господи, / како терпиши страсть на Кресте? / Чистая плачущи глаголаше.

Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое, / Пречистая вопияше слезящи: / воскрени и утоли Мою болезнь и печаль, / можеши бо, Владыко, елико хощеши, и твориши, / аще и погреблся еси волею.

Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люто утробою. Хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше: не терплю бо без дыхания мертва Тя видети.

Радость Мне николиже отселе прикоснется, рыдающи, глаголаше Непорочная: Свет Мой и Радость Моя во гроб зайде: но не оставлю Его единаго, зде же умру и спогребуся Ему.

Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое, Пречистая вопияше слезящи: воскресни и утоли Мою болезнь и печаль, можеши бо, Владыко, елико хощеши и твориши, аще и погреблся еси волею.

(Из канона о Распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы»)


Великая Суббота

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен

image
В Великую субботу Церковь вспоминает погребение тела Господа нашего Иисуса Христа во гробе и сошествие Его души во Ад.

«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господт господствующих, приходя заклатися и датися в снедь верным…». Этот отрывок из песнопения Великой Субботы призывает нас встать благоговейно перед Великой тайной спасения Господом человека.

«Все дни, - говорится в Синаксаре, - превосходит Святая и Великая Четыредесятица, но больше Святой Чтыредесятицы Святая и Великая Страстная Седмица, и больше самой Великой Седмицы сия Великая и Святая Суббота!

Называется это седмица Великою не потому, что ее дни больше других, но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса нашего Спасителя!

Как при первом миротворении Бог, создавши весь мир, и в шестой день венец Своего Творения – человека, в седьмой день почил от всех дел Своих и освятил его, наименовав субботою, что значит покой, – так и дивно совершив дело искупления, воссоздавши опять истлевшего человека и обновив его живоносным Крестом и смертию, - Господь в настоящий, опять субботний день, упокоился совершенным успокоением от дел, почив животоестественным и спасительным сном!»