Братия и сёстры, в воскресный день принесём краткое покаяние. Краткое по времени, но глубокое по содержанию. Попросим у Господа, чтобы покаяние наше было нелицемерное. Наше сознание обманчиво. Мы сами себя обманываем, сами себя не понимаем, в нас много тайных даже для нас самих грехов. Нам непонятно почему мы что-то говорим, почему к нам приходят какие-то мысли.
Часто оказывается, что это весьма небезвредно. Часто нам не хватает любви. Это выражается не только в недостатке добрых, хороших дел, источающих свет и тепло другим людям, но, прежде всего, в образе нашего мышления. В мыслях у нас много холода, раздражения, недовольства, неприязни к людям. Господь хочет, чтобы мы научились любить искренне, изнутри. Внешние дела любви надо делать, даже если у нас нет этой любви внутри. Кое-то называет это лицемерием, но это совсем не то.
Лицемерие – это когда мы хотим добиться от человека каких-то благ для себя, и тогда заискиваем, а не тогда, когда пресекаем страсть, живущую в сердце и поступаем против греха. Как говорил святой Серафим Саровский: «Не забывай дары посылать обидевшим тебя». Он же не предлагал поступать лицемерно, он предлагал посекать страсть, когда она ещё не очень развилась. Может быть, она уже даже сделалась сильной, в сердце уже обосновалась неприязнь, но нужно действовать против неё, подобно тому, как мы действуем против сорняков, которые забивают добрые плоды на нашем огороде. Поэтому к лицемерию это не имеет никакого отношения, это борьба со страстью.
Если ты не испытываешь в сердце любви, делай дела любви! Но внутренне борись и молись Богу, чтобы было искоренено само нелюбовное настроение, которое мучает нас. Ведь получается, чтобы нам дальше жить было легко, того человека, которого мы не любим, нужно устранить. Или изменить. А он не меняется. Что же делать? Научиться любить вопреки всему. Заповеди Господни неизменны: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» − сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 38-39).
Всё это мы с вами знаем, а вот на деле не исполняем. Мы сами себя не созидаем, впустую тратим то время, которое Бог нам дал для созидания нашей души, на внутреннее устроение. Попросим Господа, чтобы Он принял наше покаяние, простил все наши грехи против любви к Нему, против любви к ближнему и против подлинной любви к самим себе.
Сегодня мы будем размышлять о притче о Лазаре и богаче, о том какими мы уйдем в тот мир. Рано или поздно мы все там окажемся, но нам лень об этом думать, и по-настоящему мы не готовимся к этому переходу. Если бы человек через год уезжал на Южный полюс, он бы думал, что ему купить, какие вещи взять, что ему там понадобится. А мы как? О духовном думаем так: всё понятно, я и так неплохой. На самом деле, если заглянуть глубоко, в нас много страстей, много всякого рода негатива, много неприязни, постыдных мыслей, лукавых ощущений. И всё это кишит и кипит внутри нас. Поэтому, приходя к таинству исповеди, мы просим Господа: научи нас подлинному покаянию. Не только внешнему преклонению главы, но и внутреннему преклонению сердца пред Всемилостивым Господом.
Сейчас, к сожалению, мы не можем прибегать к частной исповеди, но прибегаем к общей. Но и на частной, бывает, люди пишут исповеди страницами, а меняться не меняются. И так годами. Поэтому давайте поблагодарим Бога и за этот период, когда можно немножко остановиться в своём писании грехов или перечислении их, которое мы делаем технически, ставя себе галочку, что мы поисповедовались. По факту мы ничего в себе менять не собираемся, только прикрываем глазурью исповеди свою неисправность, а настоящего в ней и нет.
Иеромонах Мефодий (Зинковский) На основе проповеди от 15 ноября 2020 г.