ПРОПОВЕДИ
Иеромонах Мефодий (Зинковский)

Богородица - это самый смиренный человек, который жил на этой земле

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Дорогие отцы, братия и сестры, поздравляю вас с праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

На протяжении пятнадцати лет с момента Воскресения и Вознесения Господа Иисуса Христа Богородица оставалась с апостолами, но не благовествовала по разным землям, а оставалась в Святой земле. Это был Её подвиг, некое служение первенствующей Церкви, которая была основана Господом в Иерусалиме и от которой потекли ручьи проповеди апостольской в разные земли. Здесь же Пречистая отошла к Своему Сыну на небо.

И вот в день успения, называемого также Богородичной Пасхой, чудесным образом апостолы были собраны к погребению Богородицы. Предание говорит, что их "облаки небесные" принесли как ковры-самолёты к погребению Пресвятой. Причем мы знаем, по традиции ветхозаветной, на стыке которой тогда находился новый завет, хоронили практически в тот же день, так же как и Самого Господа. Поэтому это было действительно быстрое собрание. Но апостол Фома, по независящим от него причинам, не смог прибыть вовремя. И когда на третий день он прибыл, то, по палестинской традиции, как и Господь, Богородица была уже положена во гроб. Но не в землю, как мы хороним, а внутри пещеры в Гефсиманском саду, недалеко от своих родителей, погребенных там же.

И Фома попросил открыть этот гроб, чтобы поклониться телу Пречистой. Но по открытии камня, приваленного к отверстию пещеры, Богородицы там обретено не было. Поэтому православная Церковь считает, что Богородица с телом была взята Господом на небо. Она не буквально уснула, хотя её смерть часто называется успением, потому что это действительно больше было похоже на сон. Как и любой человек, Она прошла врата смерти. Таинственно, конечно, что происходило с Её душой. Коснулась ли Её душа в какой-либо степени тех людей, которые находились и не вышли ещё из ада вслед за Господом - об этом мало говорится. Но по Преданию известно, что душа Её была сразу принята Господом Иисусом Христом на руки. Как когда-то Она носила на Своих руках Младенца-богочеловека, принявшего плоть ради спасения человечества, так теперь Её душу принимает Её божественный Сын. Это видно на иконе Успения - Господь стоит у одра Своей Пречистой Матери и держит на руках младенчика - это Ее новорожденная душа, рождённая в мир иной по отделении от тела. Но тело, как мы уже поняли, долго не остается лежащим во гробе и таинственным образом тоже забирается на небо.


В этот праздник мы должны особенно вспомнить, что Богородица - это самый, наверное, смиренный человек, который жил на этой земле вслед за Господом. Потому что даже Евангелие, которое читается сегодня на литургии, буквально не про Богородицу. Речь о двух сестрах Лазаря: Марфе и Марии, которые принимают Христа в своем доме. И одна пытается накрыть на стол - дело хорошее. Пришёл, может быть она ещё не понимает, что Господь, но пророк, Божий человек, в ее дом, и она пытается сделать угощение. А другая сестра сидит у ног Христа и слушает, что Он говорит. И, казалось бы, это не про Богородицу. Церковь вынуждена найти кусочек евангельского текста, который тем не менее говорит про Нее, пусть даже очень отдалённо, косвенно. Мария, тезоименитая Богородице, сидит и слушает слова Христа. И в конце этого отрывка, что прибавлен чуть позже из этого же Евангелия от Луки, женщина восхваляет Ту, Кто родила Христа. Видев Его и почувствовав какие чудеса от Него исходят, она говорит: "Блаженна Та, Кто родила Тебя, Кто вскормила Тебя молоком", а Христос отвечает, что блаженнее тот, кто слышит слово Божие и хранит его, и творит его, и совершает его (см. Лк. 11:27-28). Вот таковой является Богородица. Церковь подбирает с такой тонкостью и чуткостью те слова, которые действительно относятся к Божией Матери. Но напрямую в Евангелии про Нее говорится очень немного. В Предании гораздо больше. Но вот нам, по сути дела, в день праздника нечего прочесть из Евангелия о том, как совершалось Успение. И в Деяниях апостольских это не описано. И в посланиях апостольских не описано.

Богородица - крайне кроткий и смиреннейший человек. И каким-то парадоксальным образом люди обычно пытаются как-то написать свои "имена на земли" как сказано в Псалтири, как-то отметиться, что-то такое сделать, построить, написать книгу, записать какое-нибудь видео - всё что угодно. Фотографии свои размножить. Знакомства увеличить, чтобы люди говорили про них. Богородица совсем по-другому поступала. Она не искала своей славы никогда и ни в чем. Это был и есть очень мужественный человек, который мог стоять у креста своего Сына и не проклинать тех, кто Его убивает. Она пятнадцать лет ждала воссоединения с Ним хотя очень Его любила. Не только по человечеству, но и по божественному дару, не только как человека, но и как Бога. У Нее очень боголюбивая душа. И вот Бог так делает, что чем человек смиреннее и кротче, тем больше он и милости у Бога получает. А тот, кто борется за какую-то славу, за какую-то власть, на самом деле Божьего благословения не получает. И чем больше он за это борется, тем меньше он его имеет.

Поэтому попросим в этот праздник, чтобы Богородица научила нас удивительному, практическому, живому и действенному смирению, которое действительно - не проигрыш, а выигрыш, не какое-то унижение, а действительное приближение ко Господу, Который Сам кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). И сегодняшнее послание апостольское напоминает нам о том, что все христиане должны иметь образ мышления, который подобен Господу. Потому что Господь показал смирение чрезвычайное! Он Себя буквально опустошил (Флп. 2:7). Восприняв человечество, Он не перестал быть Богом, но очень часто Он Своим божеством просто не пользовался, хотя мог. И в том числе в Гефсимании и на Голгофе, и во многих других моментах Своей жизни. Тридцать лет молчал вообще. Кто из нас может так? Если имеет что сказать.

Русский текст: "Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек". В греческом тексте использовано слово "ἐκένωσεν" (греч. κένωσις — опустошение, истощание; κενός — пустота)

Господь - пример величайшего смирения и ближайшая к Нему по духу и по плоти, и сегодня Господь это показывает, - Пресвятая Богородица. Попросим у Неё научиться вот этому дару удивительного, блаженного, сладчайшего, утешающего сердце смирения. Успокаивающего глубоко-глубоко человека, который становится в каком смысле, абсолютно независим от того, как к нему относятся, что о нем думают. Но при этом он не аутист, он просто любит всех. И он безразличен к каким-то обидам, но исполнен любовью, и эта любовь побеждает всё. Пусть Богородица поможет нам возрастать в этом духовном призвании каждого христианина - иметь образ мысли, каков у Христа. Такой Она показала пример. В каком-то смысле это завершение домостроительства. Праздник Успения завершает круг годовых праздников, который начинается с Рождества Богородицы, а заканчивается Ее Успением. Можно было бы сказать, что Христос все-таки Богочеловек. Он победил смерть, но Он - Богочеловек! А вот как нам, грешным, умирать, как нам побеждать грех? А Богородица показывает - если рядом со Христом, если в кротком, смиренном и благом духе, покрывающем любовью всех и вся, тогда и жить - хорошо, и умирать - не страшно. И даже смерть-то перестает быть смертью, а становится успением. Пусть в какой-то степени и мы сегодня научимся этому у Пресвятой Богородицы.

На основе проповеди от 28 августа 2021 г.