ПУБЛИКАЦИИ
Проповеди

Собор русских святых

Большой вклад внес святитель Макарий для того, чтобы узаконить почитание русских святых в нашей церкви, по его указанию была составлена самая первая служба Собору русских святых. Но потом, к сожалению, как это часто бывает, даже и в церковной жизни, различные человеческие немощи и грехи привели к тому, что эта служба была оставлена и забыта.

Однако, трудами исповедников и подвижников ХХ века, а особенно стараниями святителя Афанасия Ковровского (он провел в лагерях и ссылках сталинских коммунистических более 30 лет) и его помощников, и друзей была составлена новая служба. Это было связано с тем, что они понимали, что текст древней службы требует еще большего обогащения, потому что за эти столетия в русской церкви появилось множество новых святых. Эта служба прошла сложную историю. После Великой Отечественной войны она была опубликована, но, конечно же, без упоминания новомучеников и исповедников – Советская власть этого бы не потерпела. И только уже в постсоветский период она приобрела свой окончательный вид, такой, как мы служим ее сейчас. Вспоминаются в этой службе святые, начиная с равноапостольных князя Владимира и Ольги и заканчивая новомучениками, исповедниками, святыми Царственными страстотерпцами и другими исповедниками веры Православной, которые обагрили своей кровью нашу землю в XX веке.

Действительно, велик этот день! Святитель Иоанн Максимович – великий чудотворец и пророк русского зарубежья - говорил, что это день святых, которых взрастила Русская земля, это праздник Русского Неба. Но в то же время надо помнить, и мы все с вами знаем, что путь святости – это путь креста. Поэтому в своей речи на этот день он даже говорит такие слова: «Крест Русской святости». Надо изучать всем нам, братья и сестры, как наши святые достигали того, чтобы быть настоящими учениками Господа Иисуса Христа. В основном приходилось им терпеть много всякого непонимания и даже поношения и гонений. Не будем вспоминать ХХ век. К сожалению, и в то время, когда Церковь была государственной, святые угодники Божии зачастую были непонимаемы, осуждаемы, неприятны, неудобны, и потому им приходилось нести крест не только борьбы с дьяволом, со своими страстями и немощами, но и с грехом людей окружающих. К сожалению, это так. И действительно, мы, если будем приглядываться, то увидим в житии каждого святого вот этот крест, который составлен из трех частей – борьбы с дьяволом, со своими немощами и с грехом людей окружающих, которые пытались закрыть их уста или, если даже они молчали, сделать так, чтобы о них никто другой не говорил.

В этот день особенно помолимся нашим духовным отцам и матерям, потому что они для нас являются для нас святителями и наставниками, и святитель Иоанн Максимович в своей речи делает акцент на том, что грех, конечно, на Руси был. И, наверно, можно добавить, что грех на Руси еще более ужасен и уродлив, потому что у нас столько святых и столько даров, и столько мощей и чудотворных икон, и при этом грех в разные века, к сожалению, тоже процветал рядом со святостью и пытался ее еще и изничтожить. Но все-таки русский народ имел вот этот великий светильник как ориентир, и даже великие преступники, говорит святитель Иоанн, перед своей кончиной на плахе каялись, кланялись народу и просили у Бога прощения. Вот этот идеал святыни сделал такую особенность, что Русь стала называться святой. Не потому что в ней так уж была велика святость по сравнению с грехом, а потому что святыня была поставлена все-таки «во главу угла».

Эта возвышенность, стремление к высочайшим идеалам, особенное призвание нашего народа налагает на нас особую ответственность – что мы соответствовать должны тому, к чему нас призывают наши отцы и матери духовные, подвижники благочестия, которые просияли в очень разные времена в очень разных жизненных условиях: кто-то в лесах или в каких-нибудь пещерах, кто-то в дупле подвизался в безвестности, кто-то на княжеском троне, кто-то даже воином был, как святой Александр Невский. Они во многом разные, но объединены тем, что носили в себе Дух Святой. И, конечно, оскудевала эта святость особенно к ХХ веку. Один из оптинских старцев, когда к нему пришел один помещик богатый, поглядев на него и Духом Святым узнав, что тот не был в храме у Причастия и Исповеди целых 17 лет, открыл ему этот грех и сказал: «Да ты целых 17 лет был не приобщен Святых Тайн, что же это происходит? Наши древние князья верхом на бесе ездили, а теперь бес ездит на наших князьях». Да, это было не просто так. Революция коммунистическая не пришла бы, если бы мы хранили наши идеалы святости.

И теперь, братья и сестры, в наше непростое время постараемся не забывать, к чему мы призваны, со смирением понимая, что мы никогда не сможем освоить эти духовные вершины, которых достигали наши святые, но хотя бы будем смотреть в ту сторону. Потому что, как сегодня уже говорили мы, ужасные, какие-то бунтарские настроения человеческие настолько заполоняют умы и сердца людей, что даже православные люди ведут себя совершенно неуправляемо, совершенно безобразно. И давайте попросим, чтобы молитвами всех наших святых – земля наша все-таки устроилась к лучшему и исполнились пророчества многих новомучеников и исповедников и подвижников, что свет Православия должен воссиять из России. Не так, как сейчас только – понемножку, по чуть-чуть, а так, чтобы на всю вселенную это было известно. И это не наша с вами заслуга, но это наше с вами призвание. Если мы его не исполним, то мы будем осуждены дважды, потому что какие-нибудь французы или англичане, они даже не знают, что такое Православие, несмотря на нашу современную информационную эпоху. Для них это просто что-то такое туманное, что-то вроде католичества, что-то древнее, какое-то народное, непонятное. Они не находят ни времени, ни сил изучить, что это такое. Но с них меньше и спрос – их этому никто не учил, они выросли в другой совершенно культуре.

А мы, приобщенные к этой культуре, к самому лучшему, что есть у нас и вообще на земле, мы, давайте осознаем это как ответственность, как призвание, как двойную, а, может быть, и тройную ответственность пред Богом, нашими детьми и потомками, и другими нациями. Это, братья и сестры, тоже крест. Это не просто какие-то лавры, которые мы как будто бы имеем за подвиги наших отцов и матерей, это крест, к которому мы призваны и должны соответствовать – хотим мы этого или не хотим, а должны захотеть. Да помогут нам все наши святые.

Иеромонах Кирилл (Зинковский)
На основе проповеди от 26 июня 2020 г.