ПУБЛИКАЦИИ
Проповеди

Вся история Церкви учит нас о важности почитания Пречистой

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры, Благовещения Пречистой Владычицы нашей Богородицы!

Великий праздник, связанный с началом, как сказано в песнопениях, нашего спасения. Все мы знаем эти евангельские события, связанные с Благовещением Пречистой Деве Архангелом Гавриилом. Конечно, с одной стороны, это величайший Праздник, удивительный, о котором можно говорить очень много. С другой стороны, его величие настолько неописуемо, что сложно его описать человеческим языком. Как это возможно, чтобы Творец, Всемогущий, Неописуемый, Всезнающий, Всепроникающий стал маленьким младенцем в утробе Девы Марии? Зачем нужно было Великому Богу приходить в этот мир? Как говорил митр. Антоний Сурожский, никогда бы человек не мог придумать такую религию сам. Во всех религиях верховное божество где-то высоко и может только давать или повелевать какими-то законами, но чтобы приходить в этот мир, наполненный грехом, да еще так соединяться с материей, мы не встречаем ни в какой другой религии. Человек такое никогда бы не придумал. И, действительно, Евангелие – великое благовестие и откровение нам. И даже те, кто был в то время в Назарете, Иерусалиме, никто бы не мог в это поверить, хотя иудеи читали Священное Писание, пророков, пророка Исаию, который предсказывал, что «Дева зачнет во чреве» (Исаия 7:14). Но читали и не понимали. И поэтому Промыслом Божиим Дева Мария была обручена Иосифу. Потому что если бы Она от Духа Свята зачала и родила младенца, не будучи обрученной, то тогда Ее бы, по закону Моисея, надо было придать смерти. Никто бы и никогда не поверил из этих «правоверных» иудеев, что возможно такое чудо безсеменного зачатия. Ее бы обвинили в тайном, сокрытом прелюбодеянии. И Господь, зная это, прикрывает эту Тайну. И надо сказать, что, к сожалению, и христиане, так называемые, очень многие из западных христиан, сейчас уже перестают верить в эту великую тайну безсеменного зачатия от Духа Святаго. Говорят всякие нелепые и хульные глаголы. Но мы, православные, слава Богу, почитаем Божию Матерь. Еще в древности св. Григорий Богослов сказал: «Кто не почитает святую Марию Богородицей, тот отлучен от Божества» (Письмо 101). Хотя протестанты говорят, достаточно почитать Господа Иисуса Христа, причем здесь Богородица? Но через Нее Он пришел в мир. Вся история Церкви учит нас о важности почитания Пречистой.

Да и каждый христианин на опыте, наверняка, встречал особенную молитвенную помощь Божией Матери. Мы всегда Ее как Небесную Мать просим о помощи. В каждый день и час своей жизни мы должны к Ней прибегать. Святые Отцы говорят, что Она проделала «исполинский труд» (свт. Николай Сербский). Исполинский духовный труд Богородица совершила для того, чтобы приблизиться к Богу. Не так, как в западном христианстве придумали догмат о «непорочном зачатии», что Дева Мария якобы как-то особо непорочно родилась от своих родителей, изъята была от первородного греха. Но таким образом они просто умалили, свели к нулю Ее личный подвиг. А святые Отцы говорят, что грех не коснулся души Божией Матери, но это было результатом Ее личного подвига, а не просто вмешательством Божией руки.

Мы знаем, что Она прославляется, как Честнейшая ангелов, не просто так, а благодаря духовному подвигу. Свт. Николай Велемирович называет Ее подвиг исполинским, но одновременно отмечает, что душа Ее была очень детская. Она сохранилась как Отроковица на протяжении всей Своей жизни, потому что обладала особой чистотой, целомудрием, простотой души. И это удивительно. С одной стороны, детские черты, с другой стороны, исполинский труд, разумение Таин Божественных, когда Она, читая пророка Исаию, понимала, что читает. Каким-то удивительным образом душа Ее настолько широка и глубока, и чиста, что Ее даже трудно сравнить с самым прекрасным озером или океаном, не настолько они чисты и благородны. Но все-таки можно сравнить: как солнце отражается в самой чистой воде, так Дух Святой нашел место в Ее душе. И надо сказать, для Самого Господа Бога великая радость была, что нашлась такая душа в роде человеческом. Все мы живем очень нечисто, очень суетно и недостойно звания Образа Божия. Если бы такая душа не нашлась, то никак бы не смог воплотиться Сын Божий.

Господь дал человеку свободную волю. И человек может ей воспользоваться по-разному. То, что Бог знает, как мы ей воспользуемся, не означает, что Он предопределяет наше поведение. И Дева Мария свободной волей избрала этот путь служения Богу с самого детства. Это не был просто какой-то театр, который Бог устроил для того, чтобы спасти людей. В священнодействии была необходима свободная воля и подвиг этой Отроковицы, благодаря Которой мы имеем Сына Божия, воплощенного Спасителя нашего. Поэтому сегодня особенно почтим Богородицу, Ее таинственное молчание в алтаре храма Соломонова. За страницами Святого Евангелия мы так мало знаем о Ней, как Она прожила Свою внутреннюю жизнь. Наверно, это останется для нас тайной будущего века, если мы сподобимся с вами оказаться в Царстве Божием. Пока мы будем больше благоговеть перед этой Тайной по слову св. Иоанна Златоустого, который в проповеди на Благовещение говорит, что это тайна Боговоплощения разумом человеческим не может быть измерена, открыта и уяснена.

А свт.Николай Сербский говорит о Пресвятой Богородице, что в Ней не было ничего наигранного, не было никакой искусственности и в то же время в этой простоте была великая глубина смирения. К тайне души Божией Матери постараемся чуть прикоснуться, поклониться Ей, попросить Ее благословение. Чтобы в этом посту и во всей нашей жизни мы бы, помня о Ней, пытались ограничивать свой язык, ограничивать свои мысли, ибо по сравнению с Ней мы настолько часто думаем всякое пустое, даже, к сожалению, грязное. И не особенно волнуемся, что наша душа такая. Не дерзнем уподобиться Божией Матери, но поскольку Она наша Мать, то мы должны стараться хоть чуть-чуть Ее порадовать. Не только порадоваться, что Она сделала для нас, но и подумать, а чем мы можем порадовать Ее и Ее Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Аминь!

Иеромонах Кирилл (Зинковский)
Из проповеди 7 апреля 2020 г.