ПУБЛИКАЦИИ
Проповеди

Просить ли удобств у теснимого Христа?

Известные истории из Евангелия с трудом затрагивают наше сердце, но мы должны почувствовать дух того, что происходило. Господь хочет, чтобы мы, напитавшись Его Крови, были с Ним на Кресте и вместе с Ним воскресли.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшнее Евангелие повествует об одном из срезов жизни Господа, о том, как Он не престает благотворить человечеству. Мы видим, как непросто было Христу: хотя Он как Богочеловек и мог исцелить всех разом, мог в одну секунду заставить всех нас вести себя правильно, но Господь не делает этого. Господь ведет путями спасения - "нас не без нас", как говорили Святые Отцы.

Мы видим, что Господь тесним, что со всех сторон Его одолевает народ. К Нему тянутся люди, но, когда получает исцеление кровоточивая жена, Господь говорит, что к Нему кто-то прикоснулся особенным образом. Апостолы спрашивают, что Он имеет в виду, говоря, что к Нему кто-то прикоснулся, ведь столько народу Его окружает и теснит. Так была исцелена кровоточивая жена, об этом мы ещё поговорим дальше. Господь не успел совершить одно исцеление, Ему предстоит другое: Он идет исцелять, как мы говорим по-славянски, лежащую на смертном одре, то есть умирающую девочку, дочь Иаира. В другом месте Евангелия сообщается, что у Христа с апостолами нет времени даже поесть, отдохнуть, потому что бесконечно со всех сторон к Нему стекались люди, прося молитв, исцеления и помощи.

С одной стороны, мы должны обратить внимание на утружденность Христа. Очень часто мы приходим ко Господу с надеждой, что Он снимет с нас утруждение, сделает нашу жизнь легкой, комфортной, благостной, благодатной. Жизнь Господа сверхблагодатна, Сам Господь − Источник благодати, но при этом Он несет большие трудности и тяжкие скорби. Как говорят святые отцы и православные богословы, Господь не пользуется своей божественной силой в ту меру, в какой мог бы, Он несет тяготу не только на Кресте, не только в Гефсимании, но на всякий день Своей земной жизни, несет ее терпеливо и с любовью.

Только один раз в Евангелии мы слышим слова Христа: "Доколе еще буду с вами и буду терпеть вас?" (Лк.9:41). Только один раз Он позволил Себе высказать ту тяжесть, которую Он сносил от человеческого жестокосердия и желания получать от Господа все благое, а все трудности возложить на Него. К сожалению, времена не меняются.

Господь до сих пор терпеливо несет грехи каждого из нас, тогда как человек вопрос ставит так: если Бог не исцелит его или не поможет в тех или иных обстоятельствах, то верить в Бога он не будет.

Что необычного выделено в этом Евангелии? Почему Господь говорит, что почувствовал, как изошла Его сила, хотя многие прикасались к Нему? Можно подумать, что правы еретики, которые говорили, что Христос не все знал, раз почувствовал, что энергия вышла из Него, а кто "подключился" к Его энергии, не понял. Однако, это место следует понимать по-другому: Господь открывает людям, насколько велика сила смирения и веры человеческой. Отдание нетварной силы Христовой той женщине, которая находилась в столь плачевном состоянии, происходит как будто против Его воли. Как было сказано в Евангелии, она долго страдала и истратила множество средств на врачей, но они не могли ей помочь, она была под угрозой смерти, потому что постоянные кровотечения означали истощение и раннюю смерть.

По Ветхому Завету она считалась нечистой, как и всякая женщина в период кровотечения, не имела права прикасаться к пророкам, святыням, должна была сидеть дома и никого не трогать, считалось, что она оскверняет каждого, к кому прикасается. Поэтому, когда исцеленная с трепетом подходит ко Христу и говорит, что это она коснулась Его, трепет не случаен. Это не просто страх, женщина боялась, что ее побьют камнями, потому что она нарушила постановления Ветхого Завета.

image

Но Господь нисколько не осуждает ее, Он специально делает вид, что не понял, кто к Нему прикоснулся, чтобы показать благоговение, смирение и веру этой женщины. Через это народ должен удостовериться, что Господь вводит новое отношение к человеку − вместо того, чтобы обличить болящую, Господь говорит ей: "Вера твоя спасла тебя" (Лк.8:48), − и действительно, она получает исцеление.

Сила Божия, которая источается от Христа, непрестанно изливается в мире. Почему же мы не получаем исцеление, почему не исполняемся целительной силы Господней? Ответ такой: в евангельском рассказе многие прикасались ко Христу, но исцеление получила женщина, которая обладала особым смирением и особой верой, а мы с вами этого не имеем. Мы горды, потому что наша вера слаба, мы осуждаем наших ближних, у нас нет трепета перед благодатью Божией, мы ставим Богу бесконечные условия, относимся к Богу потребительски: в нашем подсознании, пусть не всегда грубо, все равно сидит это "дай".


Но Господь дает только простому, детскому, евангельскому сердцу, которое незлобиво и трепетно, как у этой женщины.

Исцеляя кровоточивую, Господь невольно задерживается по пути к дому Иаира, и как только снова отправляется в путь, Ему сообщают, что можно уже не беспокоиться, потому что девочка умерла. Хотя Евангелие об этом умалчивает, думаю, была большая буря эмоций, ведь родные умершей за это время девочки могли обидеться и сказать, что звали Христа к своему ребенку, а Он по дороге занялся кем-то еще. Но Господь все же приходит в их дом, а вера и смирение Иаира и его родственников, пусть даже не всех, помогают совершиться второму чуду.

Господь и здесь терпит поругание: войдя в горницу, Он говорит, что девочка не умерла, но спит, а люди, стоящие там, ругаются, или, как переводится это славянское слово, смеются над тем, что говорит Христос. Он вынужден выгнать их и оставить только самых близких родственников. Он берет девочку за руку и говорит: «Девица! Встань», (Лк.8:54) – и душа ее возвращается в свое тело. Христос только образно назвал ее спящей, она действительно умерла, Он и впрямь воскрешает эту двенадцатилетнюю девочку. Одновременно Господь предсказывает тайну воскресения и то, что смерть скоро не будет обладать такой силой над человечеством, что смерть мы будем называть сном. И сейчас мы умерших называем усопшими.

image

Сколько детей умирает до сих пор? Сколько людей в храмах просят за них молитв? Недавно почил отрок Илия десяти лет − рак. Ни молитвы, ни лекарства, ни лечение в Германии - не спасли этого мальчика. Здесь стоял, исповедовался отрок Анатолий, двенадцати лет − умер от рака мозга. И тоже не спасли ни молитвы, ни медицина. Он просил не говорить маме, что у него очень сильно болит голова, он не хотел ее расстраивать. Эта мужественная душа маленького мученика ушла на Небо, как и души многих других детей, наверное, потому, что они уже готовы к этому. Почему Господь не исцелил этих детей? Почему они ушли в тот мир? На этот вопрос ответ до конца мы получим в Царствии Небесном.

Но сейчас мы можем обличить себя в том, что наша вера слабая. Как говорит Евангелие, со временем она будет еще больше ослабевать. Слишком безвольно человечество перед лицом современного комфорта и удовольствий: включил электричество − светло, включил батарею − тепло, не надо ни дров рубить, ни пот проливать. В древности и еще не так давно все это требовало усилий, а теперь никакого напряжения не нужно. Современному человеку очень примитивно и очень комфортно хочется думать, что точно так же с Богом: нажал на кнопочку − заработало, а не заработало, значит, и Бога нет.

А Господь другой, Господь Всемилостивый и в то же время очень мудрый. Он знает, как лучше поступить, знает, почему иной раз надо скрыть, что Ему известно, кто прикоснулся к Нему; знает, почему лучше потерпеть насмешки людей, которые не ожидают, что Он может воскресить ту девочку и говорят, что уже свидетельство смерти на ее лице.

Человеческое море страстей питается нашей гордостью, которая все время ставит под вопрос силу Христову и не хочет устанавливать живые личные отношения с Богом, потому что они к чему-то обязывают. А если мы эти отношения все же устанавливаем, то хотим, чтобы Господь нас слушался. Но этого никогда не будет, потому что Он нас создал и хочет, чтобы мы из глупых, капризных и ленивых детей превратились в мудрых мужей и жен, которые могли бы стать соработниками с Ним, а не только требовать удовлетворения своих временных прихотей или помощи в реальных скорбях.

Даже внутри Церкви, даже внутри веры люди очень любят хвалиться, хотят приписать себе какие-то достоинства: в первом веке евреи говорили, что они − люди Ветхого Завета, совершали обрезание, от них пришел Христос, а поэтому язычники должны их благодарить. Но Господь хочет, чтобы мы сегодня, как апостол Павел, говорили: «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14).

Апостол говорил: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:17). Вот это сораспятие Господу! Ношением язв Господа на своем теле мы называем не появление стигматов, как у католиков, а мужественное перенесение язв и ран от тех страданий, которые есть в жизни каждого и с болью ложатся на сердце. Нам надо благословлять тех, кто причиняет страдания, как это делал Христос, который даже с Креста молился о распинающих, говоря: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Такова любовь Божия.


Апостолы, все святые, наш батюшка Серафим Вырицкий, тем и отличались от других, что, будучи такими же людьми, были готовы сораспяться Христу, вместе с Ним открыться той боли и тому страданию, которые этот мир несет всякому человеку.

Это Евангелие − урок всем нам. Одни озлобляются, а другие распинают себя на Кресте со Христом. Одни сомневаются и смеются, как бы говоря, что «та девочка умерла», а другие надеются и верят в ее воскрешение. Одни говорят, что все касались Господа, а других Он исцелил, провидя, что коснулись Его со страхом и с трепетом, с любовью и с пониманием своего недостоинства.

Такие известные истории из Евангелия с трудом затрагивают наше сердце, мы слышим их много раз, как множество раз исцелял Господь. Но мы должны почувствовать дух того, что происходило: Господь в постоянном труде, Господь готовит человечество к Новому Завету. Он хочет, чтобы люди не просто приникали к источнику Его Крови, чтобы, напитавшись ею, жить дальше. Господь хочет, чтобы мы, напитавшись Его Крови, были с Ним на Кресте и вместе с Ним воскресли. Аминь.

Иеромонах Мефодий (Зинковский)
На основе проповеди от 17 ноября 2019г.