Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днём, с приближающимся Рождественским, или Филипповым постом, который начинается уже на этой неделе!
Призываю вас провести пост, обращая внимание не только на рацион питания, который индивидуален и согласуется с духовником, а сосредоточившись на молитве, духовном чтении, Священном Писании, которое мы, православные, к сожалению, читаем весьма нерадиво. Пусть нашей особенной заботой будут отношения с ближними, качество повседневного общения друг с другом: в семьях, на приходах, на работе, с друзьями. Ибо, если мы не любим ближнего, то любовь к Богу теряет смысл, слова о любви к Богу и дела, которые якобы направлены к Нему, оказываются фарисейством.
Сегодняшнее воскресное чтение заставляет нас вспомнить об этом. Это хорошо известная притча, в которой Господь описывает, как человек сходил во Иерихон. Слово «сходил», или по-славянски - «схождаше», связано с тем, что дорога ведет вниз, так как Иерусалим находится на высоте около 800 м над уровнем моря, а Иерихон - примерно на 600 м ниже уровня моря.
В некоторых местах Евангелия говорится о том, что Христос восходит во Иерусалим, что означает «идёт». Даже чисто географически, идя в Иерусалим, Господь с апостолами действительно поднимался. Это имеет большой духовный смысл, ведь Иерусалим − это прообраз Царствия Небесного. А тот человек, о котором сегодня рассказывается в Евангелии, в буквальном смысле сходил, потому что дорога шла вниз.
Странник шёл вдоль Иордана или иным путём, на него напали разбойники, он остался едва живым, мимо проходили наделённые священным саном люди, но они оказались безразличными к нему. Может быть, священник и левит боялись, что лежащий на обочине человек был пьян, или думали что-нибудь ещё, но сердце их не было расположено к тому, чтобы помочь ему. И лишь самарянин, человек, как бы мы сказали, неправой веры, действительно проявил благорасположенность к пострадавшему и взял на себя труд милосердия.
У самарян были смешаны представления о Боге Истинном с языческими верованиями. Об этом повествует беседа Христа с самарянкой: она говорит, что их отцы поклоняются Богу в горе Хорезим, а иудеи в Иерусалиме, и спрашивает, где должно поклоняться. Христос на это ей отвечает, что спасение от иудеев есть, в том смысле, что у них правильная вера.
Легко быть милосердным виртуально. Сейчас столько всего показывают по телевизору, что люди становятся безразличными, бесчувственными: посмотрели историю о пострадавшем от бедствия, может быть даже пожалели его, но отвлечённо пожалеть − это одно, а когда человек тратит свои силы, время и средства – это другое. Совсем другое − подойди к человеку, который грязный, весь в крови, омыть его, на своём осле отвезти в гостиницу, дать денег хозяину гостиницы, даже не совсем понимая, сколько их понадобится, как сделал этот самарянин. Это деятельное сострадание оказывается для Господа примером истинной любви.
Вспомним, как начинается притча. Ко Господу подходят фарисеи и спрашивают, как исполнить закон. Господь им отвечает, что они будут правы, если будут любить Бога и ближнего. Фарисеи спрашивают, кто есть ближний: они ищут где провести границу, ищут себе отговорку. А Господь этой притчей показывает, что границ нет, Он отодвинул эту границу за горизонт.
Говоря современным языком, человек неправославный помогает православному, и Господь приводит его в пример. Несмотря на это, таинственным образом от нас ускользает суть притчи: мы понимаем, что Господь показал нам, что надо иметь деятельную, сострадательную любовь к людям, но отмежевываемся от неё.
Мы рассуждаем: раз человек страдает, то, наверное, он нагрешил − пусть сам отвечает за свои грехи. Мы ставим себе «галочку», что можно такого человека не жалеть, можно заниматься своими делами. Подобного рода неосознанных уклонений от дел милосердия в нашей жизни, к сожалению, очень и очень много.
Некоторые православные считают, что и молиться за такого человека не стоит, говорят, что его грехи пойдут на нас, у нас и так много проблем, мы грешные, поэтому, пусть помолится о нём кто-нибудь другой. Выходит, что христиане не только не хотят оказать деятельную помощь, но не желают помочь даже молитвой, извиняют себя, находят причины, говоря, что безрассудно молиться за грешных людей. Увы, таких историй, можно рассказать бесконечное множество.
К сожалению, в нашем уме смешано идеальное согласие с Господом, когда мы слушаем притчу о добром самарянине, но как только дело доходит до самого примитивного повседневного сострадания, особенно не очень приятному нам человеку, мы уходим в сторону.
Притча не говорит о том, что пострадавший был ангелом во плоти. Скорее всего, это был обычный человек, у которого были свои грехи: кому-то он был неприятен, кто-то с ним не дружил, кого-то, возможно, он обижал и, наверное, пострадал он тоже по Промыслу Божию. Вероятно, ему надо было пережить это происшествие, чтобы самому научиться состраданию, чтобы увидеть пример милосердного самарянина, совершенно постороннего человека, оказавшего ему любовь.
Это милосердие на деле восходит к Самому Господу: в толкованиях Святых Отцов милосердным самарянином называется Сам Господь наш Иисус Христос, а впадший в разбойники − это каждый из нас, потому что у нас очень много ран и язв, которые нам возлагают бесы и наши собственные помыслы.
Своими мыслями человек доводит себя до совершенного ничтожества, иногда даже до самоубийства. За совершивших этот страшный
смертный грех не положено даже молиться в церкви. Люди, доведенные разрушительными мыслями и чувствами до полумёртвого состояния, получают милость от Господа Иисуса Христа, который не называет Себя, а прячется под образом милосердного самарянина, человека, совершенно неизвестного, пришедшего из других мест.
Почему так делает Господь − это особая тема. Господь любит смирение. Как мы знаем, Господь вошёл в Иерусалим не с почётом на слоне или на лошади, а скромно въехал в него на ослике; тридцать лет Он вообще молчал, хотя мог бы все Свои тридцать три года, начиная с младенчества, рассказывать людям, как себя вести, потому что Он всё знал изначала.
А колядки, идущие с западенских территорий, в которых поётся: "Ты не ведаешь, что будет, Крест Тебе готовят люди», − являются протестантством. Господь с самого начала знает, зачем Он пришёл, что собирается делать и кого намерен спасать: людей, небезвинно пострадавших от разбойников, самих себе наложивших язвы постоянными грехами, помыслами, ссорами, непрощенными обидами, которые, как пробоины в корабле, заставляют человека становится всё тяжелее и тяжелее, опускаться всё глубже и глубже, теряя скорость и способности.
Эти люди – мы с вами: израненные, исковерканные собственными грехами, но получающие милость от Господа нашего Иисуса Христа. Куда же везёт Он нас с вами? Он везёт нас не в гостиницу, а в Церковь и передает в руки святых угодников Божьих, чтобы они побеспокоились о нас. Конечно, это условная схема, Господь вообще никуда не уходит, как тот самарянин, Он всегда остаётся, но всегда скрывается, потому что не любит приписывать славу Себе. Он хочет, чтобы слава была разделена с людьми, которые любят Его.
Желая быть с Богом, успеть исполнить что-то в жизни, получить от Него благословения, испросить дары, способности, длительную жизнь, мы должны помнить, что если мы не будем милосердны, то ни посты, ни молитвы, ни поклоны, ни стояния в церкви, ни даже участие в Таинствах нас с вами не спасут: мы останемся чёрствыми, как земля, на которую поливают воду, а она её отталкивает, не получая никакой пользы.
В преддверии Рождественского поста предметом внимания Самого Господа и Его Святой Церкви является состояние наших сердец. Обратим внимание на то, похожи ли мы хоть немного на милосердного самарянина? Пусть мы потеряем комфорт, если будем сострадать людям, подражая ему, но только так мы можем стать счастливыми.
Отворачиваться, не интересоваться тем, что происходит с ближними, или хотя бы не помолиться о них − это самое настоящее антихристианство, а люди, ведущие себя так, являются антихристианами и приближают пришествие Антихриста в мир, уменьшают объем любви в этом мире. Именно это Христос выделил критерием приближения последних времен − оскудеет любовь.
Давайте будем работать над тем, чтобы любовь не оскудевала, а умножалась, чтобы нашим умственным и сердечным настроением стало сострадание любому человеку, любому живому существу, живущему на лице земли, чтобы мы действительно были детьми Господа нашего Иисуса Христа, который есть Воплощенная Любовь, ищущая спасения всякому человеку. Аминь.
Иеромонах Мефодий (Зинковский)
На основе проповеди от 24 ноября 2019 г.
"Научись терпению и молитве. Живи чисто. Бог любит чистоту. Воспитывай в себе христианскую тихую любовь и жалость. Что такое христианская любовь? Это когда всех жалко..."
Схиархим. Зосима Сокур
"Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: когда придёт Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи".
Митрополит Антоний Сурожский
О душа моя, придет время, ты уйдешь от всех, и тебя все оставят. Друзья позабудут. Богатство тебе не понадобится. Красота увянет, не станет силы, высохнет тело, и душа погрузится во мрак. Кто протянет тебе руку в этой тьме и одиночестве? Только Христос Человеколюбец, если ты в жизни своей Его возлюбила. Он выведет тебя из тьмы к свету, из одиночества на Небесный Собор. Думай об этом день и ночь и стремись к этому. И да поможет тебе Христос, Царь любви. Аминь.
Святитель Николай Сербский
Однажды старец увидел змею, гибнущую в огне, и решил вытащить её из пламени. Когда он сделал это, змея укусила его, вызвав нестерпимую боль. Он отбросил змею, и она снова упала в огонь. Тогда старец схватил металлический шест, вытащил змею из пламени и спас ей жизнь. Один из учеников, наблюдавших за этим, почтительно обратился к нему, "Отче, эта змея укусила тебя, почему ты по-прежнему пытаешься спасти её?" Старец ответил: "Натура рептилий - кусать, но это не должно менять мою натуру - помогать". Не меняйте своей сущности только потому, что кто-то ранил вас. Не теряйте своего доброго сердца, но научитесь принимать меры предосторожности.
Притча