С праздником дорогие братья и сестры воскресного дня, а также памятью святых Праотцев!
За две недели до Рождества Христова, Святая Церковь ежегодно воспоминает праведников Ветхого Завета. Тех, которые своей жизнью, своей верой, своими различными добродетелями послужили пришествию в мир Господа нашего Иисуса Христа.
Подчас толкователи немножко по-разному делают акцент на том, кого особенно почитать в эти дни. Либо это все праведники Ветхого Завета, либо особенно святые, которые стали, можно сказать, предтечами по плоти Господа Иисуса Христа. Например, праведный Иосиф Обручник не был родственником по плоти Господу, потому что, как известно, Дева Мария зачала Христа по действию Духа Святого. Но святой Иосиф в том же Духе Божием был близок Господу. А вот род пророка Давида, от которого происходила Дева Мария, он имеет как раз отношение к плоти, которую воспринял в вополощении Сын Божий от человечества в лице Пресвятой Владычицы Богородицы.
Но всё-таки, Праотцы — это все святые Ветхого Завета. Кто вчера был на Всенощной, слышал в тексте праздничного канона на Утрене про «Адама праотца», который покаянием очистился и «в скиниях небесных со всеми избранными почивает». Прославляем мы сегодня и мужественных отроков Ананию, Азирию и Мисаила, не убоявшихся огня пещи, приготовленной для них язычниками в Вавилоне. Похвалу мы воздавали и Божиим пророкам Илие и Елиссю, Даниилу и Михею, Софонии и Аввакуму, Захарии и Ионе, Аггею и Аммосу, Малахии и Науму, Иереми и Иезекиилю и прочим. Слышали мы стихиру о пророке Исаии, который предвозвещал Рождение Младенца от Девы, в седьмой главе своей пророческой книги. И многих еще святых слышали мы на каноне имена. Своим духовным подвигом они тоже помогали пришествию Спасителя.
Следует отметить что среди тех, кто вроде бы, должен бы быть ближе ко Господу, а именно, среди тех, кто стал праотцем Господа по плоти мы видим и тяжкие грехопадения. Например, пророк Давид, сильно упал духовно, когда согрешил, сначала прелюбодеянием, а потом и убийством. И это несмотря на то, что Давид был в Духе Святом, предсказывал в псалмах пришествие Господа. И его богодухновенные псалмы святые отцы очень любили, и до сих пор они постоянно используются за богослужением. Псалом 50-тый, который мы часто читаем, Давид сложил находясь в глубоком сокрушении сердца.
Святой Иоанн Златоуст рассуждая о грехах тех людей, которые находились, так скажем, в генеалогическом предшествии Господу, говорит, что вот, Христос не возгнушался принять плоть не только от святых, не возгнушался тем, что в этой генеалогической цепочке были и грешники. Он рассуждает о том, что действительно род человеческий в сильнейшем падении, от него и нельзя было ожидать другого. И на фоне этого греховного состояния ещё ярче видно Милосердие Божие.
И размышляя сегодня о праведниках Ветхого Завета, мы можем сравнить их с маяками в очень мрачную погоду, когда и море бушует, и волны и ветер и тучи, и ничего не видно. Только маяки на скалах помогают короблю не потерять окончательно свой путь. Действительно их окружало зловерие, язычники, которые творили всякие беззакония, разврат, и телесный, и духовный. Но и, собственно, в народе израильском тоже было много беззаконий. Когда мы читаем ветхозаветных пророков, мы видим, как они обличали этот богоизбранный народ.
Праведников Ветхого Завета совсем немного по сравнению с новозаветной эпохой. И это увеличивает ценность их подвига. Потому что в этом мрачном состоянии людей, подавляющей части человечества, они сохранили свет веры в Единого Истинного Бога. И их вера была поразительная. Много можно приводить примеров, но, чтобы обратить на самый известный, вспомним Авраама, который почти 25 лет ждал, и не усомнился, что Божие определение, которое ему было возвещено, о рождении сыны исполнится. Это произошло, когда ему было 75 лет. Ему становилось 80, 85. 90, 95. Представляете? И только в 99 лет они с Саррой зачали обещанного Господом сына. И вот говорится, что он не усомнился. Хотя, чем дальше, тем тяжелее было поверить, что это возможно. Ведь эти годы свидетельствовали об обратном тому, что возвещено Богом. Столько лет ничего не меняется, и всё движется только в сторону наиболее невероятную, что что-то произойдёт. Поэтому Авраам и назван «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11).
Мы с вами живём в эпоху, когда уже не такое мрачное состояние человечества. Хотя, конечно, очень много греха среди людей. Но мы можем видеть великое множество святых, которые просияли в новозаветную эпоху. И это всё не сказки, не легенды! Мы знаем, что это реальные святые, прославленные Богом. И нам, в этом смысле, во много-много раз легче, чем праведникам Ветхого Завета. Озираясь вокруг, мы видим не просто тьму, а множество ярких светильников. которых зажёг в Церкви Дух Святой для укрепления нашей веры.
Конечно, подвиг веры, остаётся и в Новом Завете. Наша вера тоже оставляет нам много ещё место для духовного подвига. Бывает, что нам нелегко, и вера сама по себе, такая добродетель, которая требует неочевидности. Она всегда бывает там, где что-то не очень ясно видно. Если всё очевидно, то там нету места вере. А если кажется, что обстоятельства складываются против того, во что мы верим, то вот там, как раз, является место для веры, и для доверия Богу.
Наш подвиг, однако облегчён также тем, что мы имеем Таинства Церковные, в этом смысле нам тоже легче, чем праведникам ветхозаветным. И мы должны себя больше обличать, когда бываем маловерны, и теряем доверие к Богу. Потому что зачастую люди вроде и верят в Бога, но не очень-то доверяют Ему. Даже и церковные люди. Когда множество испытаний приходит к ним в их жизненном пути, то начинают терять доверие.
Дай Бог, чтобы молитвами святых праотцев святая вера не погасла в наших сердцах и душах, чтобы она стала путеводителем нашим на непростом нашем жизненном пути.
А в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали известную нам притчу, когда хозяин, большой господин, позвал людей на праздник, на свой торжественный обед. И все, как вы помните, отказывались, приводя разные причины. Это в первую очередь, как раз относится к ветхозаветному Израилю. Праведников, как мы сказали, было мало. И даже во время пришествия Христа, большая часть народа израильского отказалась прийти на вечерю Господина. Господин — это Господь Бог. Он уготовал великий праздник, послал Сына Своего для спасения нашего. А богоизбранный народ, большей своей частью, отказался прийти на это Великое торжество.
Но не будем забывать, что эта притча относится и к Новому Завету. Многие и многие отказываются прийти в храм Божий. Многие даже из крещёных христиан никогда почти не причащаются. А эта «вечеря», это праздничная трапеза из притчи - это Божественная Литургия, величайший Дар всему человечеству, когда мы можем становиться едиными с Господом и Спасителем нашим.
И вот святые праотцы радуются, что сподобились быть предтечами по плоти Спасителя. А мы принимаем Его пречистые Плоть и Кровь, и становимся, по мысли святых отцов тоже, родственниками Христа. Он раздаёт Самого Себя всем нам, и хочет чтобы мы были с Ним единомысленными, единодушными и единокровными.
Дай Бог, чтобы мы радовались этим великим Дарам, которые Господь нам дал, укреплялись в нашей вере. И готовясь к празднику Рождества Христова от сердца бы всегда Господа благодарили за Его великие Дары, которые мы имеем в Церкви.
Ну а подвиг веры,… да, он предлежит всем нам. И преподобный Ефрем Сирин говорит всем нам: «Христианин! В борьбе за веру, да кончится жизнь твоя!». Потому что вера наша — это как живое растение, прекрасный цветок, который нам подарен Богом. Но если за ним не ухаживать, то он погибнет. Дай Бог, чтобы наоборот, вера наша процветала, приносила многочисленные плоды, радуя нас и Самого Господа Иисуса Христа. Аминь.
Иеромонах Кирилл (Зинковский)